В понедельник московские «пробки» фактически достигли максимальных десятибалльных значений. Скорость потока на основных магистралях в лучшем случае составляла 10-15 км/ч. На ряде шоссе заторы растянулись более, чем на десять километров.
о есть город стоит, а московское правительство, вместо того, чтобы предпринимать авральные усилия для нормализации ситуации лишь констатирует, что ситуация под контролем, с последствиями стихии борется более 15 000 единиц техники и без малого 50 000 дворников. При этом подчеркивается, что дворовые территории и тротуары в Москве чистятся от снега в постоянном режиме.
Но что толку от якобы изобилия дорожных рабочих и чистых тротуаров? В минувшую субботу вашему корреспонденту пришлось много ездить по центру Первопрестольной. Страшное, я вам скажу, дело. Снег с тротуаров тупо сталкивается на обочины. С дорожного полотна, если оно и чистится, его «убирают» туда же. Гигантские снежные сугробы можно встретит на обочинах практически каждой улицы. В итоге ни припарковаться, ни проехать (даже по улочкам с односторонним движением пробираешься крайне осторожно, до того сужена проезжая часть). При этом, что характерно, снегоплавилки работают в пол силы. Скажем, такой комплекс в районе Трубной площади в субботу вечером откровенно отдыхал. Не встретились мне и наполненные под завязку грузовики, вывозящие убранный снег. Понятно, что новый снегопад на не ликвидированные последствия предыдущего дал вполне предсказуемый эффект.
Впрочем, отношение нынешних столичных властей к моторизованному электорату хорошо известен: ими делается все (пресловутые «выделенки», платные парковки, которые еще попробуй оплати, чтобы заставить москвичей и гостей столицы пересесть на общественный транспорт. В этой связи даже можно предположить, что цифры привлеченных на уборку улиц техники и людей, судя по результатам, сильно завышены.
Но при этом не делается ничего, чтобы автомобилист с легким сердцем оставил своего «железного коня» у подъезда и с сел на автобус или спустился в метро. Давка, которая в последние месяцы наблюдается на конечных станциях и пересадочных узлах, предвещает не только дорожный коллапс...
К тому же с 1 февраля 2013 года метро для многих категорий граждан так или иначе подорожает! Власти, так ратующие за общественный транспорт, предусматривают увеличение стоимости наиболее популярных у горожан билетов. Причем билеты на 1—2 поездки, которыми, по данным метрополитена, пользуются 15% пассажиров, с 1 июля исчезнут вовсе. Вместо них гражданам придется приобретать карты на 5 поездок за 150 руб. или 11 поездок за 300 руб., что в пересчете на одну поездку на 10% и 3% дороже, чем сейчас. При это грядущее повышение всячески скрывается и вуалируется. Впрочем, судите сами.
Итак, с 1 февраля билеты на метро становятся едиными. Это значит, что по ним можно будет ездить на всех видах общественного транспорта. Звучит вроде бы заманчиво, но практический смысл нововведения не совсем понятен. Карточка на 5 поездок по единому тарифу обойдется в 150 руб. При этом сохраняются отдельные билеты на ТАТ (трамвай, автобус, троллейбус,) с тем же числом поездок, но стоимостью 100 руб. Спрашивается, зачем платить 30 руб. за поездку на наземном транспорте, если можно заплатить 20 руб.? Аналогичная дилемма возникает и при покупке билета на 11 поездок. Единый билет обойдется в 300 руб. (27,3 руб. за раз), а билет на ТАТ в 200 руб. (18 руб.). Разница, как говорится, не просто заметна, а ощутима. Очевидно, что основная масса пассажиров будет пользоваться так называемыми едиными билетами исключительно для проезда в метрополитене. Согласно отчету подземки, в 2011 году карточки на 5 поездок покупали 6,2% пассажиров, на 10 поездок — 8,6%. Для них метро с 1 февраля подорожает однозначно.
Кстати, билет на 10 поездок заменили на билет на 11 поездок тоже не случайно. Сейчас одна поездка по такому билету обходится москвичам в 26,5 руб., а будет обходиться в 27,3 руб. Вроде бы разница всего в 80 копеек, но в Москве они превратятся в миллионы.
Еще одна хитрость заключается в отмене билетов на 1—2 поездки. Со 2 апреля они будут продаваться только в автоматах метро, а с 1 июля как бумажный носитель исчезнут полностью. При желании их можно будет записать на специальную пластиковую карту «Электронный кошелек», но для этого нужно внести залоговую стоимость (50 руб.) и минимальный взнос (еще 50 руб.). Заметим, что сейчас билеты на 1—2 поездки являются самыми востребованными у москвичей. В 2011 году доля пользующихся ими пассажиров выросла на 3% и достигла 15%. Но в Департаменте транспорта почему-то решили, что эти люди зря теряют время и деньги. С 1 июля по милости чиновников им придется покупать билеты на 5 поездок (минимальное число) со стоимостью, как уже говорилось выше, 30 руб. за поездку против сегодняшних 28 руб. А это значит, что метро подорожает уже почти для 30% пассажиров (тех, кто ранее покупал билеты на 1—2, 5 и 10 поездок). Причем совершенно непонятно, что в этой ситуации делать транзитникам, едущим, например, с одного вокзала на другой. Получается, что за одну поездку им придется выложить минимум 150 руб.
Но и это еще не все. Уже с 1 февраля отменяются безлимитные проездные билеты на метро на 30, 90 и 365 дней. По данным чиновников транспортного ведомства, ими пользуется менее 1% пассажиров, преимущественно курьеры и продавцы осетинских пирогов. (В отчете метрополитена, правда, говорится о 6,3% пользователей. А опрос в нашей редакции показал, что только годовые проездные покупали не менее 20% сотрудников). Теперь пассажирам подземки будет навязан (альтернативы не предусматривается) единый безлимитный билет на 30 дней стоимостью 2200 руб. против 1710 руб. только за метро. Таким образом, москвичи, проживающие в пешеходной доступности от станций метрополитена (а таковых только в 2012 году благодаря масштабному строительству стало больше на 600 000 человек) заплатят за ненужную им опцию почти 500 руб.
А ведь еще совсем недавно городские власти обещали, что общественный транспорт в 2013 году не подорожает, да и с «пробками»-заторами станет полегче...