А учитывая, что отечественный рынок при этом в конце 2013 года вполне может оказаться самым крупным в Европе, это для вышеозначенных компаний уже вопрос не престижа, а реальной прибыли.
Впрочем, с прогнозами подождем до лета: когда производители подведут итоги первого полугодия, можно будет и с тенденциями определиться, и планы скорректировать, что же касается долгосрочных перспектив, то здесь лучше всего выглядят позиции BMW, так как это единственный бренд большой немецкой тройки, в свое время озаботившийся проблемой локализации производства.
Ни у «Audi», ни у «Mercedes» своих конвейеров в России пока нет. Некоторое время назад ингольштадцы собирали и А4, и А5, и А6, и даже Q5 с Q7, но с помощью отвертки и до тех пор, пока в Калуге не началось полноценное производство «Фольксвагенов» и «Шкод». Штутгартцы и вовсе ограничились созданием СП, связанных с производством коммерческого транспорта. С другой стороны, особых стимулов к развитию легковых проектов ни у тех, ни у других, в общем-то, и не было — властные структуры без проблем закупали нужные им машины и обеспечивали представительствам необходимую кассу. Тем не менее в конце прошлого года масла в огонь подлил Минпромторг, предложивший правительству запретить чиновникам закупать машины, произведенные за пределами страны. Не факт, конечно, что эта инициатива не была пролоббирована с подачи «BMW Group Россия», но, с другой стороны, мысль эта вполне здравая, во всяком случае мировым практикам не противоречащая.
Кроме того, эта властное измышление позволит слегка расширить соответствующие производственные мощности и создать дополнительные рабочие места (ценники на машины особо не изменятся: те же локальные BMW обходятся лишь на 7–9% дешевле).
Собственно, первые шаги в этом направлении уже сделаны. В частности, руководство российского отделения VW уже объявило о том, что с третьего квартала в Калуге возобновится крупноузловая сборка седанов А6 и А8, хетчбэка А7, а также кроссоверов Q5 и Q7, а чуть позже немцы, по всей видимости, наладят там и производство CKD.
Что при этом будет делать «Mercedes», пока непонятно. С организацией собственного завода штутгартцы, очевидно, опоздали, так что единственный выход из ситуации — контрактная сборка машин. В то же время перед немцами остро стоит проблема выбора подходящей площадки: «Автотор» забит под завязку, заводы «Sollers» в европейской части страны работают на «Ford», а Дальний Восток не вписывается в схему в плане логистики. Остается ГАЗ, но свободных мощностей там тоже, мягко говоря, немного. Кроме того, соответствующие переговоры с нижегородцами можно будет затевать лишь после того, как они отладят конвейеры, приспособленные под сборку «Skoda» и «Chevrolet»…