Как лукаво заявляют в концерне, их установка Hybrid Air чуть ли не единственная и уникальная в своем роде. Видимо, не читали французы в позапрошлом году про испытания Toyota Ku Rin, которая смогла проехать на одном заряде сжатого воздуха три с лишним километра. И не слышали во Франции об индийской «Tata Motors», анонсировавшей прошлой осенью предсерийное чудо по имени Tata Airpod (трехместный и трехколесный автомобиль, работающий также на сжатом воздухе). Но справедливости ради стоит отметить, что разработка PSA оказалась наиболее адаптированной к рынку, поскольку систему Hybrid Air предполагается устанавливать на текущие модели концерна. Получается, что перед нами не какое-то там диковинное транспортное средство, а вполне себе обычного вида хетч. В частности, принцип работы системы французы продемонстрировали на обычном Citroёn C3.
Итак, об устройстве. Оно довольно простое: два баллона со сжатым воздухом, гидравлический компрессор, нагнетающий воздух, и собственно гидравлический мотор, передающий энергию сжатого воздуха в КПП. Естественно, помимо «воздушной» установки под капотом предполагается устанавливать классический 3-цилиндровый ДВС, который будет играть роль основного.
Автомобиль, оборудованный системой Hybrid Air, может передвигаться в трех режимах: классическом (задействован только ДВС), комбинированном и экологичном (Zero Emission Driving and Brake Energy Regeneration). С первым, слава богу, все и так ясно — ДВС и в Африке ДВС. А два последних предполагают использование сжатого воздуха, который приводит в действие гидравлический мотор, а тот, в свою очередь, крутит шестерни коробки передач.
Кстати, в отличие от чудаковатой Tata Airpod, резервуары которой нужно пополнять каждые 200 км, французская система сама пополняет воздушные запасы. Используя рекуперативную энергию торможения, гидравлический насос нагнетает рабочее давление в основном баллоне. Так что запас хода ограничивается лишь остатком бензина в баке ДВС. Если скорость движения не превышает 70 км/ч, то энергия от сжатого воздуха используется в течение 60–80% времени. Таким образом, экономия топлива (по сравнению с обычным ДВС) достигает 45%. А это в натуральных цифрах выливается в 2,9 л на 100 км, при этом выброс СО2 не превысит 69 г/км.
Короче, кто был первым — индийцы, японцы или французы, по большому счету значения не имеет, ибо только в PSA идею использования сжатого воздуха как движущей силы практически довели до конвейера. Более того, Hybrid Air уже в том виде, в котором он существует на данный момент, может составить серьезную конкуренцию электрифицированным автомобилям. Батарей, которые со временем теряют емкость, — нет, зависимости от электрических розеток — нет, температурных ограничений и прочих «но» — нет. Даже в заправленном под завязку состоянии Hybrid Air наверняка будет весить куда меньше обоймы литий-ионных батарей, да и цена окажется существенно ниже классических гибридов. В общем, сплошные плюсы.
Французы обещают, что серийные автомобили с системой Hybrid Air появятся через три года. Возможно, ими станут Peugeot 208, Peugeot 308, Citroёn C3 и Citroёn C4. Ближе к стартапу системы концерн поведает технические подробности и ответит на многие вопросы. А нам остается надеяться, что Hybrid Air все-таки доберется до конвейера, ибо эти электрические гибриды уже порядком надоели.