Для сравнения: строительство 1 км дороги в Германии обходится в среднем в 122,6 млн. рублей, во Франции — 101,1 млн., в Канаде — 82,3 млн., в США — 72 млн., в Испании — 49,3 млн. Далее, как мы понимаем, следует Россия. Дешевле, чем у нас, дороги только в Финляндии (40,6 млн. рублей за километр) и Китае со средней стоимостью километра в 35 млн. рублей.
Правда, рапортуя о небывалой бережливости в расходовании бюджетных средств на постройку магистралей, чиновники совершенно не говорят об их качестве. Точнее, признают их отвратительным, прямо заявляя, что, рассчитывая цену километра, не учитывали… ни качество полотна, ни ширину дороги! Но позвольте, отметая основные для потребителя параметры, о какой объективной оценке затрат может идти речь? Очевидно, что веселые, оптимистичные даже цифры готовились для доклада высшим лицам, которые, в свою очередь, не должны были обратить внимание на «мелочи» типа «забытых» расчетчиками качестве и количестве.
Между тем, по различным оценкам, реальная цена возведения одного километра дороги в России просто заоблачная: от «оптимистичных» 6,3 млн. долларов (по данным доклада Бориса Немцова) до 12,8 млн. долларов (по версии телеканала «Россия») и даже 17,6 млн. «зеленых» (по расчетам одного из самых реалистичных экономистов страны Никиты Кричевского). И даже осторожный председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин говорит о том, что стоимость строительства дорог в стране в 2,6 раза выше, чем в Европе, в 3 раза выше, чем в США, и в 7 раз выше, чем в Китае. При этом главный ревизор страны подчеркивает, что финансирование дорожной инфраструктуры непрозрачно, то есть коррупционноемко (по разным оценкам, на всевозможные откаты, распилы и банальное воровство уходит от 50 до 90 процентов бюджета стройки-ремонта). Степашин в свое время прямо говорил, что основные причины завышенной стоимости дорог — это «слабый контроль за строительством, слабый менеджмент, а также откаты». Ему вторит и бывший министр финансов Алексей Кудрин, еще в 2010 году утверждавший, что «вся дорожная отрасль погрязла в коррупции». Сегодня тему поддерживает директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин, мягко уточняя, что «нельзя игнорировать факты коррупции в этой сфере». Короче говоря, чиновники, экономисты, ученые разных уровней не устают твердить: дорожное строительство является одной их самых коррупционных областей.
И самое характерное свидетельство тому — стоимость километра знаменитой дороги-дублера Курортного проспекта в Сочи: 180,5 млн. рублей. Цена 1 км. аналогичной по сложности трассы I-94 в штате Мичиган — порядка 15,5 млн. рублей. Или вот пример из нашей провинциальной жизни. Предприниматели города Шарья Костромской области за свой счет отремонтировали пришедший в негодность мост, потратив 500 000 рублей. При этом проектная организация, подряженная на работы, бралась восстановить сооружение за 13,5 млн. рублей. Почувствуйте, как говорится, разницу между реальной стоимостью работ и воровскими аппетитами дорожников. Помноженными, по Степашину, на слабый контроль за расходованием средств.
Но даже от такого контроля Минтранс и аффилированные с ним коммерческие структуры хотят избавиться! Развешивая «лапшу» об удивительной дешевизне российских дорог, они предлагают удешевить их еще больше! Для этого, по их мнению, надо исключить из стоимости одного километра затраты на предпроектную документацию и надзор за строительством. Можно представить, что в итоге будут представлять собой уложенные километры, если и толщину дорожной «подушки», и используемые материалы, и качество асфальто-цементобетонных смесей окончательно перестанут проверять. Дороги получатся одноразовыми — на сезон. Чтобы сознательные бракоделы могли регулярно получать бюджетные денежки на их ремонт.