Для этого даже был разработан проект приказа, утверждающего административный регламент, согласно которому с 1 февраля 2013 года экзамены должны были приниматься по-новой, более жесткой схеме. Чем не приминули воспользоваться многие автошколы, заманивая клиентов. Они стали «кошмарить» откладывающих обучение граждан страшилками, что с 1 февраля пройти испытания в ГАИ станет практически невозможным.
Хотя, по большому счету, меняется не так уж и много. Скажем, общее число вопросов остается неизменным — ровно 800 (испытуемому надо ответить на 20). Другое дело, что их все надо знать на зубок. Поскольку за каждую ошибку (всего позволено сделать две) вам подкинут по пять новых вопросов. И здесь уже ошибиться нельзя ни разу. Время ответов на основные вопрсы не изменилось — 20 минут. И еще по минуте на каждый дополнительный.
Что касается практического этапа, то на площадке придется демонстрировать не три, а четыре фигуры. Требования к городской езде тоже изменились, но не столь кардинально, как пугают инструкторы автошкол (новые правила приведены в конце статьи).
Из мелочей стоит отметить такую новацию, как запрет инструкторам автошкол принимать участие в экзамене (пока преподаватель вождения сопровождает своего ученика во время сдачи гишных тестов).
Однако с 1 февраля все перечисленные нововведения применяться не будут! Упомянутый выше проект приказа так и останется проектом. Дело в том, что в нем, по мимо прочего, сохранилась норма, позволяющая сдавать экзамен экстерном. Но уже в феврале будут окончательно приняты поправки в Закон РФ «О безопасности дорожного движения», экстернат запрещающие. И чтобы ведомственный приказ не входил в противоречие с федеральным законом его чуть попридержали. Но как только ФЗ примут, приказ немедленно, как сообщил нам источник в МВД, откорректируют и подпишут. Так что с большой долей вероятности можно утверждать, что экзамены на права по-новому начнут принимать с 1 марта (в крайнем случае — с 1 апреля).
Однако решит ли это проблему с аврийностью? Мотив разработчиков документа вполне понятен — усложнением правил сдачи экзаменов они хотят не допустить на дороги не разбирающихся в ПДД людей. Но вряд ли достигнут поставленных целей и задач. Опрошенные нами штатские эксперты, занимающиеся проблемами безопасности дорожного движения, в один голос утверждают, что нет.
По их мнению, даже автомобилист с 30-летним стажем абсолютно безаварийного вождения не вспомнит, если его проэкзаменовать, и десятой части пунктов Правил. При этом он безавариен потому, что в процессе езды пользуется исключительно здравым смыслом. И при любом сомнении в правомерности и безопасности того или иного маневра, просто-напросто отказывается от него. Из ПДД же он помнит только основные и действительно важные пункты, говорящие, например, о приоритете проезда (уступи дорогу, главная дорога, одностороннее движение и т.д.) и дорожных ограничениях (скажем, обгон запрещен).
Кроме того, нельзя забывать, что большинство ДТП происходит всего лишь по четырем причинам: нарушение скоростного режима, несоблюдение дистанции, непредоставление преимущественного проезда, неправильный обгон. Но экзаменационные билеты не позволяют выяснить, насколько адекватно человек представляет себе эти действия в реальной ситуации.
И не случайно, наверное, что в одной из самых моторизованных стран мира — США — ПДД вдвое короче наших и носят при этом больше рекомендательный характер.
Другими словами, ужесточив правила сдачи на «права», гаишники придумали себе лишнюю работу, которая к дорожной безопасности не имеет никакого отношения. Зато, как водится, имеет явную коррупционную подоплеку: чем жестче и сложнее правила, тем дороже стоит услуга по их «левому» обходу.
Так что, как нам кажется, нужно вводить не новые порядки приема экзаменов, а законодательно менять методику обучения в автошколах (и в России существую буквально революционные предложения, гаишниками игнорируемые напрочь), во много раз увеличивая число уроков по практическому вождению и включая в программу серьезный курс психотренинга, например. Да, курсы при этом подорожают и растянутся. Но, может быть, обязательное годовое, а не полуторо-двухмесячное обучение в автошколе с серьезными материальными затратами и заменит предлагаемые полицейскими экзаменационнные реформы».
ТРЕБОВАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЭКЗАМЕНУ
Комплекс испытательных упражнений на категорию «В».
«Площадка».
Общие условия выполнения испытательных заданий
В случае возникновения угрозы безопасности проведения экзамена, экзаменатор обязан остановить его.
Испытательное задание считается не выполненным, если кандидат в водители допустил следующие ошибки: пересек контрольную линию, не пересек линию фиксации (не зафиксировал транспортное средство на линии фиксации); при начале движения на подъеме откатился назад на расстояние более 0,3 м; пересек линию «СТОП» без остановки; использовал дополнительное включение передачи заднего хода, либо превысил установленное время выполнения задания (при использовании автоматизированных технических средств контроля);
Выполнения испытательных заданий, контролируется по проекции габаритов транспортного средства (при измерении ширины учитываются наружные зеркала и другие устройства непрямой обзорности, смонтированные на транспортном средстве).
Важно также отметить, что все четыре упражнения на площадке необходимо выполнить без единой ошибки т.к. второй попытки уже не будет!
№1. Остановка и начало движения на подъеме.
Кандидат в водители должен остановить транспортное средство на участке подъема перед линией «СТОП» не пересекая её проекцией переднего габарита транспортного средства на горизонтальную плоскость, зафиксировать транспортное средство в неподвижном состоянии. После остановки продолжить движение в прямом направлении, не допуская отката транспортного средства назад более чем на 0,3 м, и не пересекая контрольные линии.
№2. Повороты на 90 градусов.
Кандидат в водители должен проехать участок дороги с левым и правым поворотами не пересекая контрольные линии».
№ 3. Разворот и парковка.
Кандидат в водители должен, не пересекая контрольные линии, установить ТС на место парковки задним ходом, а затем выехать в обратном направлении. ТС должно быть установлено на место парковки таким образом, чтобы: (вариант 1) задние колеса ТС находились на линии фиксации выполнения задания или пересекли ее; (вариант 2) ТС по проекции переднего габарита пересекло линию фиксации выполнения задания.
№ 4. Параллельная парковка задним ходом.
Кандидат в водители должен не выезжая за пределы, обозначенные контрольными линиями, установить ТС задним ходом на место парковки так, чтобы: (вариант 1) переднее и заднее правые колеса находились на линии фиксации выполнения задания; (вариант 2) проекция левого габарита ТС пересекла прерывистую линию фиксации выполнения задания.
«Город».
Содержание экзамена.
Второй этап практического экзамена проводится на городском маршруте с различной интенсивностью движения, имеющих две и более полосы для движения в одном направлении, с установленными предупреждающими, запрещающими, предписывающими знаками и знаками особых предписаний, а также участках, на которых имеются регулируемые и нерегулируемые перекрестки.
Экзаменатор вправе проверить знание кандидатом: общих обязанностей водителя; органов управления транспортным средством; правил начала движения, выбора скорости движения, маневрирования, расположения транспортных средств на проезжей части, обгона, встречного разъезда, проезда перекрестков, проезда пешеходных переходов и мест остановок маршрутных транспортных средств, приоритета маршрутных транспортных средств или транспортных средств с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами, преимущества в движении пешеходов или иных участников дорожного движения, остановки и стоянки, пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки; требований сигналов светофора и регулировщика.
При проведении второго этапа практического экзамена кандидатом в водители должны быть выполнены следующие обязательные задания: проезд регулируемого перекрестка (при наличии на территории); проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог; проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог; левые, правые повороты и разворот на перекрестках; перестроение на участке дороги, имеющей две или более полос для движения в одном направлении; обгон, опережение; движение с максимальной разрешенной скоростью; проезд пешеходных переходов и остановок маршрутных ТС; торможение и остановка при движении на различных скоростях.
Последовательность выполнения заданий при проведении экзамена определяется экзаменатором.
Организация проведения экзамена.
Форма проведения экзамена – индивидуальная. При проведении экзамена в транспортном средстве находятся кандидат в водители и экзаменатор. Продолжительность экзамена – не менее 20 минут. Хронометраж осуществляется с момента команды экзаменатора о начале движения. Экзамен должен быть прекращен досрочно при получении кандидатом в водители оценки «Не сдал».
Порядок проведения экзамена.
По команде экзаменатора кандидат в водители занимает место водителя в транспортном средстве, подготавливается к движению и осуществляет движение, выполняя задания экзаменатора.
При проведении экзамена экзаменатор дает задания кандидату в водители заблаговременно, предоставив возможность оценить обстановку и принять решение, четко и понятно произнося слова; контролирует правильность выполнения заданий, безопасность выполнения маневров для других участников движения; фиксирует допущенные ошибки (в виде штрафных баллов) в экзаменационном листе, либо с помощью технических средств.
Экзаменатору запрещается провоцировать кандидата в водители к каким-либо действиям в нарушение требований Правил дорожного движения, курить в транспортном средстве, включать радио и другую звуковоспроизводящую аппаратуру, пользоваться мобильным телефоном.
Для предотвращения дорожно-транспортного происшествия экзаменатор, собственник (представитель собственника) обязан незамедлительно вмешаться в процесс управления транспортным средством.
Система оценки.
Оценка «Сдал» выставляется, если кандидат в водители в ходе экзамена не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составила менее 25 баллов. Оценка «Не сдал» выставляется, если сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составила 25 баллов и более.
Штрафные баллы начисляются за совершение грубых, средних или мелких ошибок. Грубыми ошибками считаются действия кандидата в водители, создающие угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия. За грубую ошибку начисляется 25 баллов. Средними ошибками считаются действия кандидата в водители, которые потенциально опасны и могут вынудить других участников дорожного движения принять меры к обеспечению собственной безопасности. За среднюю ошибку начисляется 10 баллов. Мелкими ошибками считаются действия кандидата в водители, не соответствующие требованиям Правил, но не влияющих не безопасность дорожного движения. За мелкую ошибку начисляется 4 балла.
Типичные ошибки (пункты Правил дорожного движения) Мелкие ошибки – 4 балла; Средние ошибки – 10 баллов; Грубые ошибки – 25 баллов. |
Количество штрафных баллов |
---|---|
Начало движения | |
Не подготовился к началу движения (не пристегнул ремень безопасности) (п.2.1.2) | 4 |
Не подал сигнал световыми указателями поворота перед началом движения (п. 8.1) | 10 |
Не прекратил подачу сигнала световым указателем поворота по окончании маневра (п.8.2) | 4 |
Не убедился в безопасности выполнения маневра (не посмотрел в зеркало заднего вида, не повернул голову в сторону выполнения маневра) | 10 |
Начиная движение, не пропустил (создал помеху) ТС, имеющему преимущество (п.п. 8.3, 8.4) | 25 |
Маневрирование | |
Не подал сигнал световыми указателями поворота перед маневром (п. 8.1) | 10 |
Не заблаговременно подал сигнал световыми указателями поворота перед выполнением маневра, не прекратил подачу сигнала световым указателем поворота по окончании маневра (п.8.2) | 4 |
Не убедился в безопасности выполнения маневра (не посмотрел в зеркало заднего вида, не повернул голову в сторону выполнения маневра) | 10 |
Перед поворотом (разворотом) заблаговременно не занял соответствующее крайнее положение на проезжей части (п.п. 8.5, 8.10) | 10 |
Развернулся в месте, где разворот запрещен (8.11) | 10 |
Двигался задним ходом в местах, где такое движение небезопасно, создает помехи для движения или запрещено (8.12) | 25 |
При совершении перестроения, повоpота или разворота не пропустил (создал помеху) ТС или пешеходам, имеющим преимущество (п.п. 8.3, 8.4, 8.8, 8.9) | 25 |
Расположение ТС на проезжей части, соблюдение требований дорожной разметки и знаков | |
Проследовал в направлении, не разрешенном разметкой 1.18 или знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, определяющим движение по полосам (п. 9.1) | 25 |
Следовал в крайней левой полосе на дороге, которая имеет три (и более) полосы при двух (и более) свободны полосах справа (п. 9.4) | 10 |
Выехал на разделительную полосу, обочину, тротуар, пешеходную дорожку (п. 9.9) | 25 |
Не соблюдал дистанцию и боковой интервал, обеспечивающие безопасность движения (9.10) | 10 |
Пересек дорожную разметку 1.1, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений | 25 |
Пересек дорожную разметку 1.1, обозначающую границы полос движения в опасных местах на дорогах | 10 |
Выехал за границы проезжей части, на которые въезд запрещен, обозначенные дорожной разметкой 1.1 | 4 |
Пересек (выехал за пределы) линии дорожной разметки 1.5 — 1.8, не имея намерения перестроиться в другую полосу | 4 |
Проследовал в направлении, не разрешенном предписывающими дорожными знаками 4.1.1 — 4.3 | 25 |
Проследовал в направлении, запрещенном дорожными знаками 3.1 — 3.4, 3.7, 3.12, 3.14, которые вводят или отменяют определенные ограничения движения | 25 |
Сигналы регулирования, проезд перекрестков | |
Не остановился на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика (п. 6.13) | 25 |
При остановке на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика пересек стоп-линию, обозначенную дорожными знаками или разметкой проезжей части (п.6.13) | 10 |
При включении разрешающего сигнала светофора начал движение, не уступив дорогу ТС, завершающему движение через перекресток и (или) пешеходу, не закончившему переход проезжей части данного направления (п. 13.8) | 25 |
Остановившись на перекрестке перед пересекаемой проезжей частью (при отсутствии стоп-линии или знака 6.16) создал помехи пешеходам (п. 6.13) | 4 |
Выехал на перекресток (пешеходный переход) при образовавшемся заторе, создав помеху для движения ТС и пешеходов (п.п. 13.2, 14.4) | 10 |
При совершении поворота направо оказался не в крайней правой полосе (п. 8.6), если имел такую возможность | 10 |
При проезде нерегулируемого перекрестка не уступил дорогу (создал помеху) ТС, имеющим преимущество | 25 |
Не соблюдал очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей, установленную знаками приоритета 2.1 – 2.5 | 25 |
Въехав на перекресток при разрешающем сигнале светофора, не выехал в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка (п.13.7) | 4 |
При выезде с пересечения проезжих частей направо не учитывал возможность движения ближе к правому краю проезжей части (п.8.6) | 10 |
При выезде с пересечения проезжих частей при повороте (развороте) оказался на стороне встречного движения (п.8.6) | 25 |
Скорость движения | |
Создавал помехи для движения другим ТС средствам, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью, резко затормозил тогда, когда это не требовалось дляпредотвращения дорожно-транспортного происшествия (п. 10.5) | 4 |
Превысил установленную скорость движения транспортного средства на величину не менее 10 км/ч, но не более 20 км/ч (п.10.1) | 10 |
Превысил установленную скорость движения транспортного средства на величину более 20 км/ч (п.10.1) | 25 |
Остановка и стоянка (п.п. 12.1 — 12.8) | |
Совершил остановку в местах, где она запрещена (п.12.4), а также в зоне действия знака 3.27 или дорожной разметки 1.4 | 10 |
Поставил ТС на стоянку в местах, где она запрещена (п.12.5), а также в зоне действия дорожных знаков 3.28 – 3.30 или дорожной разметки 1.10 | 10 |
Поставил ТС под углом к краю проезжей части, за исключением тех мест, конфигурация (местное уширение проезжей части) которых допускает иное расположение ТС (п. 12.2) | 10 |
Поставил ТС с заездом на край тротуара в месте, где стоянка данным способом не разрешена (п. 12.2) | 10 |
Открыл дверь транспортного средства, создав помеху другим участникам движения, или покинул ТС, не убедившись в том, что самопроизвольное движение ТС исключено (п.п. 12.7,12.8) | 25 |
Проезд пешеходных переходов и остановок маршрутных ТС, приоритет маршрутных ТС | |
Не остановился (не снизил скорость) пред нерегулируемым пешеходным переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода (п. 14.1) | 25 |
Продолжил движение без остановки не убедившись в том, что перед остановившимся (замедлившим движение) перед пешеходным переходом ТС нет пешеходов (п. 14.2) | 25 |
Двигался по специально выделенной полосе для движения маршрутных ТС (п. 18.2) | 10 |
Не уступил дорогу троллейбусу или автобусу, начавшему движение от обозначенного места остановки (п.18.3) | 10 |
Нарушение правил движения через железнодорожные пути (15.1 — 15.5) | |
В случае, когда движение через переезд запрещено, пресек стоп — линию, не остановился в установленном ПДД месте, выехал на переезд в случае, когда такой выезд запрещен(п. 15.3) | 25 |
Обгон, опережение, встречный разъезд | |
Перед началом обгона не убедился в безопасности его выполнения (не посмотрел в зеркало заднего вида, не повернул голову в сторону выполнения маневра) (п.11.1) | 25 |
Выполнял обгон, в случаях когда это запрещено, или в местах где это запрещено (п. 11.3, 11.5) | 25 |
Не уступил дорогу ТС, имеющему преимущество при встречном разъезде (п. 11.7) | 25 |
Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией | |
Не включил внешние световые приборы в предусмотренных ПДД случаях (п.п. 19.1 — 19.3, 19.5) | 4 |
Нарушил правила применения звукового сигнала (п. 19.10) | 4 |
Не включил аварийную сигнализацию в предусмотренных ПДД случаях (п. 7.1) | 4 |
Неудовлетворительные навыки управления ТС | |
Не обеспечивал плавность движения: Допускал резкое ускорение с резким торможением, торможение с блокировкой колес или с заносом, несвоевременно включал повышенную (пониженную) передачу, производил иные резкие маневры, повороты (развороты) с заносом, допускал остановку двигателя при начале движения или переключении передач. | 4 |