Компании придется доказать, что она может создавать новые модели сама, без помощи и мощных инженерно-технических ресурсов бывшего хозяина – американского «Ford». C того памятного дня, когда в разгар финансового кризиса «TATA Motors» весьма рисково заплатила «Ford» $2,3 млрд за смертельно больную тяжелой финансовой недостаточностью британскую компанию, у JLR словно открылось второе дыхание и она сумела найти формулу успеха, заманив в салоны своих дилеров, к удивлению экспертов-скептиков, богатых клиентов со всей Азии.
Итак, фирма, выпускающая седаны, которые традиционно очень любят британские премьер-министры, и роскошные внедорожники, прапрадед которых создавался для войны в пустынях и джунглях, успешно рулит заводами, работающими в старой доброй Англии по 24 часа в сутки, попирая зловещий тренд упадка европейской автопромышленности. JLR сообщила на минувшей неделе, что в 2012 году она продала 357 773 авто, т.е на 30% больше чем в 11-м, и намерена в этом году с тем, чтобы удовлетворить растущий спрос, открыть на заводе Солихалл 800 новых рабочих мест. Британские менеджеры фирмы предложили индийским хозяевам («Tata Motors вкладывает в свои бренды») по-крупному профинансировать компанию для расширения деятельности JLR на других рынках, в особенности на китайском, и весьма довольны тем, что избавились от заморского крохоборского минименеджмента, который проводился «Ford».
С другой стороны, на деньги, полученные от «ТATA», JLR по сути лишь развернула полномасштабное внедрение наработок, полученных в наследство от «Ford» (она до сих пор многие моторы закупает у прежнего хозяина). Но сумеет ли фирма самостоятельно развить успех и в приемлемые сроки – уже к 2015 году - вскрыть свои потенциальные возможности? Это зависит от решений по расширению модельной линейки автомобилей и силовых агрегатов. А намерения такие: JLR намерена инвестировать до 2017 года 1,8 млрд. евро в разработку и выпуск новых моделей и двигателей, заявил глава фирмы Ральф Спетс. Уже в нынешнем году в планах фирмы вывод на рынок ряда новых моделей, включая спортивный кабриолет и гибридный Range Rover.
На новом заводе стоимостью в 355 млн. евро (750 рабочих мест), который возводится в Уолверхэмптоне в Средней Англии, планируется разработать и запустить в серию новое семейство двигателей. Это будут экологичные 4-цилиндровые бензиновые и дизельные моторы, резко контрастирующие с огромным 2,2-литровым монстром люксового седана Jaguar XF. И это правильный шаг, полагает известная аудиторская компания «Goldman Sachs», так как в модельной линейке много незаполненных и существенных для рынка ниш, а успешные продажи авто типа cедана XF и SUV Range Rover Evoqe не решают проблемы.
- Для того, чтобы достичь более стабильного и устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе, JLR необходимо большие инвестиции, чтобы войти и закрепиться в рыночных сегментах, в которых в настоящее время фирма не присутствует, - считают в «Goldman Sachs».
И эти инвестиции JLR получит, ведь успехи фирмы, достигнутые в последние годы, поразительны. В текущем финансовом году, заканчивающемся 31 марта, прибыль до выплаты налогов рекордная – $2,5 млрд. Компания не только возвратила «ТATA» полученный кредит, но и финансирует свое развитие из собственных средств – по $2 млрд в год. Секрет успеха JLR на мрачном европейском фоне, по мнению британских менеджеров, в том, что фирма, повторимся, избавилась от тотального контроля со стороны «Ford», а «ТATA» не только существенно помогла ей деньгами в трудные времена, но и предоставила полную свободу действий.