«Renault», контролирующий вместе с японским компаньоном по альянсу «Nissan» российский бренд LADA, рассчитывал на экономический рост и, следовательно, на расширение потребительского спроса в России. Однако эти оптимистичные планы натолкнулись на серьезные преграды — инфляцию, достигшую в 2012 году 6,6% и повышение процентных ставок.
Российский автомобильный рынок, который обещал превзойти германский к 2014 году, и в самом деле выглядел многообещающим по мере роста доходов развивающегося среднего класса и благодаря обширной территории, слабо охваченный всеобщей автомобилизацией населения. Эти надежды побудили «Renault», «Wolkswagen», «Ford» и ряд других мировых автопроизводителей существенно расширить свое присутствие в России. «General Motors» и его партнер «Группа ГАЗ» не далее как на минувшей неделе начали контрактную сборку в Нижнем Новгороде 30 000 Chevrolet Aveos нового поколения в год, усилив «толкотню брендов» на российском авторынке.
— Россия — очень конкурентный рынок, — подчеркивает глава «Группы ГАЗ» Бо Андерссон. — На нем представлено более 500 моделей разных брендов, доступных покупателю. Шведы любят универсалы, в США предпочитают пикапы, SUV, или седаны. А русским нравится все...
СССР была захолустьем мирового автопрома, напоминают аналитики информагентства «Блумберг». «АвтоВАЗ» после краха Советского Союза в начале 90-х прошлого века был сохранен на плаву благодаря правительственным субсидиям. Тогда новенькие «Lada» не продавались, а обменивались по бартеру на комплектующие, на продукты питания и одежду для рабочих. Однако, к 2008 году «АвтоВАЗ» стал дорогим и лакомым активом, «Renault» успешно поборолась с GM и FIAT за 25% акций русского бренда. С тех пор этот французский автопроизводитель и его партнер по альянсу «Nissan» приобрели уже 74.5% активов и теперь контролируют «АвтоВАЗ».
VW и «Ford» также заняли сильные позиции: они построили сборочные заводы, способные выбрасывать но российский рынок более 100 000 автомобилей в год, и подписали в 2011 году соглашения о расширении своего производства. Однако, российский рынок, как и любой, изменчив. В 2009 году он испытал 49% падение продаж, но резко вырос за последние три года. Однако, по подсчетам «IHS Automotive» продажи автомобилей в России в этом году хотя и достигнут 2,98 миллионов легковых и коммерческих автомобилей, но в целом рост составит всего на 2,3% по сравнению с 11% в минувшем году.
Прогноз аналитиков «Ассоциации европейского бизнеса в России» (АЕВ) еще печальнее. По их выкладкам рыночные ожидания по продажам авто в этом году колеблются от +5% до -5%: «Перспектива российского авторынка в 2013 году содержит мало надежд на быстрое восстановление роста продаж в двузначных цифрах, которые радовали нас в предыдущие годы», — грустно замечает Джоерг Шрайбер, председатель комитета автопроизводителей AEB.
Промгруппа «АвтоВАЗ–«Renault/Nissan» увеличила продажи в 2012 году всего на 1% — было куплено 890 433 автомобилей. При этом сбыт продаж моделей «Renault» достиг в этот период 23% роста, что возместило альянсу 7% снижение продаж «Lada». Между тем реализация в 2012 году на российском рынке 189 852 авто с шильдиком «Renault» составили 7,3% мировых поставок этого бренда. Этот российский успех французов резко контрастирует с 19% сжатия продаж бренда в Европе на фоне общего падения европейского авторынка на 7,8%.
Не мудрено поэтому, что глава бренда Карлос Гош, предсказывая, что продажи на европейский рынке в этом году снизятся (шестой год к ряду) еще на 3%, заявляет, что «Россия для нас – один из главных сегментов мирового рынка по доходности рамках от 5 – 7% от всей прибыли и замедление роста российского рынка будет влиять на активность бренда в этой стране».
Снижение уровня продаж уже привело к тому, что японский партнер французов по альянсу «Nissan» объявил о приостановке производства на заводе под Санкт-Петербургом. Объявлено также, что в марте может быть введена четырехдневная рабочая неделя. Такой оборот дел может привести к тому, что альянс «Renault»/«Nissan» не достигнет поставленной цели к 2015 году совместными усилиями занять 40% российского рынка (в минувшем году его доля упала с 33 до 30%).
Однако, руководство «Renault» демонстрирует оптимизм:
— Мы все еще очень уверены в том, что российский рынок структурно имеет восходящей тренд, — говорит Бруно Анселин, шеф операций бренда в России. — Покупательная способность россиян пока что улучшается...
Он подтвердил, что бренд по-прежнему планирует начать производства одной из своих новых моделей в Тольятти во второй половине 2013 года.
Да и эксперты «Блумберг» полагают, что у российского авторынка большой потенциал: в 2009 году по данным Мирового банка на тысячу россиян приходилось 233 авто, в то время как в Германии – 500, а в США - 600 автомобилей. Одновременно стареет и парк легковых автомобилей, подчеркивает Татьяна Луховеская, главный управляющий директор одной из крупнейших дилерских компаний страны «Рольф», — средний возраст авто на российских дорогах более 10 лет». В то же время, замечает аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов, меняется и роль машины в семье: если раньше автомобиль часто рассматривался в качестве выгодной и престижной инвестиции, то по мере того, как банковская система становится устойчивей, люди предпочитают нести свои сбережения в банк, а не покупать новый автомобиль».