6560

Smart-ом по жизни

Тест-драйв Smart ForTwo
На самом деле между миниатюрным Smart ForTwo и высоченным жирафом есть очень много общего. По крайней мере с точки зрения среднестатистического российского водителя. Но понять это можно, лишь прокатившись на машине-карлике.
Изображение Smart-ом по жизни

Во-первых, большинство из нас прекрасно знают, как выглядят и жираф, и Smart, даже несмотря на то что официальные продажи последнего в России начались не так давно. Во-вторых, буквально все теоретически знают буквально все о том, как, где и почему обитают оба этих «зверя» — спасибо передаче «В мире животных» и автомобильным изданиям. А в-третьих, большинство из нас ну абсолютно не представляют, как на самом деле живут жирафы в Африке и Smart в городах.

Но если в шкуре длинношеего создания уж точно никому побывать не суждено, то порулить малолитражной машинкой мы смело можем порекомендовать каждому городскому водителю. Очень полезный опыт, знаете ли: разом ломается целый ворох шаблонов в драйверской голове. Но об этом чуть позже, а пока давайте просто познакомимся с яйцевидным Smart ForTwo.

Внешне, как уже говорилось выше, он знаком почти всем. Как-никак аж с 1998 года модель выпускается. Общим местом давным-давно стало знание, что ее миниатюрные габариты — отличный ответ на сложности парковки в крупных европейских городах. И действительно, те, кто бывал в Европах, наверняка припомнят картины припаркованных перпендикулярно бордюру Smart. При том что прочие машины стоят там исключительно параллельно тому же тротуару. И ForTwo в таких условиях чудесным образом не мешает движению! Оно и понятно: машинка-то почти квадратных пропорций в вертикальной проекции, «причаливай» ее к тротуару какой хочешь стороной… Но это во всяких Римах-Парижах актуально, скажете вы, а у нас пока, к счастью, все еще не так запущено, даже в Москве. Ну не знаю, не знаю… По уровню затрат нервной энергии водителем в процессе поиска места, чтобы приткнуть хоть куда-нибудь свою машину утром в центре и вечером во дворах спального микрорайона, Москва не уступит ни одной европейской столице! И мелкая машинка тут действительно совсем не помешает. Так, автор этих строк, въехав как-то вечером во двор своей многоэтажки, был просто счастлив благодаря неслыханной удаче: прямо на его глазах из ряда плотно припаркованных легковушек выехала одна, освободив вожделенное «жизненное пространство». Пулей паркуем на ее место Smart ForTwo, выходим и останавливаемся, переваривая увиденное: наш малыш занимает даже меньше половины дырки между машинами-соседями по паркингу.

Именно на парковке особенно остро ощущаешь, что спереди машинка заканчивается примерно на уровне ботинок, а стоп-сигналы загораются в районе твоих ушей. Когда осознаешь, что можешь комфортно парковаться на месте мусорной урны, в голове поневоле возникают неожиданные идеи относительно смысла автомобильной жизни города.

Салон Smart ForTwo достаточно аскетичен, но при этом более чем комфортен даже для дяди ростом за два метра. Кондиционер, «радио», трансмиссия (шестиступенчатая роботизированная) — присутствуют. Руль, правда, не регулируется ни по высоте, ни по вылету, но это дань мелким габаритам машины. Объем багажного отделения на первый взгляд хочется сравнить с размерами бардачка на «нормальном» авто. Но на самом деле там, за спинами седоков, над моторным отсеком, можно уместить вполне приличные 220 литров всякого полезного.

Но главное заблуждение большинства российских водителей относительно Smart развенчивается на ходу. Если кто-то считает, что его сделали для ползания в «пробке», сообщаем: это не так. Толкаться бампер к бамперу за впередиидущим авто на нем неинтересно. «Робот» в трансмиссии, следуя своей однодисковой природе, с душераздирающими паузами и толчками переключает передачи. Попытки делать это в ручном режиме особо на ситуацию не влияют, лишь утомляют. Экологическая система глушит двигатель при каждой остановке и немедленно заводит его вновь, как только отпустишь педаль тормоза. Практически каждый сосед по потоку, начиная от таджика на восставшей из какой-то могилы «классике» и заканчивая «эффективным управленцем» на Porsche Cayenne, считает своим гражданским долгом «затереть» или «не пустить» симпатягу Smart. Правда, время от времени и у них слегка «ломается шаблон», когда вместо ожидаемой блондинки или «не такого, как все» за рулем округлой машинки зрение фиксирует брутально стриженную личность с тщательно культивируемой недельной щетиной на лице… Нет, «пробка» — это не для Smart.

Хотя заподозрить подобное в принципе можно, даже не садясь за его руль. «Квадратная» и короткая колесная база, ведущие задние колеса большего, нежели передние, диаметра. Литровый 71-сильный (или 84-сильный — в зависимости от комплектации) мотор практически лежит на задней оси. Ничего не напоминает, а? А если подумать? Это же симбиоз дорожной машины и гоночного карта! И поэтому на Smart нужно не перемещаться из пункта А в пункт Б — на нем нужно энергично ехать, он это, поверьте, очень любит! Едва тронувшись, ты понимаешь, что он замечательно управляется! Тяжеленький и очень четкий руль, низкий центр тяжести и короткая колесная база творят чудеса. Основное условие — стараться держать бодрый городской темп, среднюю скорость в районе 60–80 км/ч. Если удается этого добиться, дело, считай, сделано, вы — король потока. Главное при этом — не давать времени окружающим водителям сообразить, с кем имеют дело. Если маневрировать вежливо, заранее включая «поворотники», и неторопливо перестраиваться, толку не выйдет. Вас будут, как уже говорилось выше, «зажимать», «подрезать», «не пускать», «выдавливать» и всячески третировать прочими подобными методами, демонстрируя аллергическую реакцию на немецкую «мелочь». Но если ехать активно, то Smart превращается в юркую форель в толчее неповоротливых флегматичных карасей — прочих участников движения.

Почти «картинговая» управляемость и миниатюрные габариты позволяют быстро и безопасно прошивать поток машин почти в любых направлениях. Машина цепко держится за асфальт, даря водителю эйфорию от полного контроля над собой. К тому же на скоростях более 60 км/ч «тормозная», на первый взгляд, роботизированная трансмиссия забывает о своей «клевковой» манере переключений, и машинка в твоих руках не едет, а прямо-таки «вваливает» и на прямой, и в поворотах!

Только одно может остановить этот бег — повздувавшийся и разваливающийся из-за оттепелей московский асфальт. Маленькие колесики машины, короткоходная подвеска и коротенькая колесная база к быстрой езде по столь бурным «волнам» дорожного покрытия и пробитым в асфальте ямам не располагают совершенно. Преодолевать подобные тяготы жизни на скорости Smart ForTwo очень не любит. В отместку он тщательно перетряхивает водителю внутренности и легкомысленно мотает из стороны в сторону своей легкой «мордочкой». В общем, о полной вседозволенности на дороге в таких условиях и речи быть не может.

В качестве заключения заметим, что эта очень приятная в общении «половина машины» продается официальными дилерами «Mercedes» по цене от 655 000 рублей.

Технические характеристики Smart ForTwo:

Габариты (мм) 2695х1559х1565

Масса (кг) 750

Объем двигателя (см3) 999

Мощность (л.с.) 71

Макс. скорость (км/ч) 145

Разгон 0–100 км/ч (с) 13,7

Расход топлива (л/100 км) 4,6

Объем багажника (л) 220

Цена от (руб.) 655 000