В махровый социализм с нами не играли давно. Последнее время в ходу было царственное пожалование. В Кремле награждали людей, заслуги которых перед страной вызывали в основном изумление, непонимание или недоверие, как, например, с внезапным Бедросом Киркоровым, на днях получившим с царского плеча звание Народного артиста России. Единственный вклад Бедроса в русское искусство - его наглый сын Филипп. И если Бедрос теперь наш народный, то царственно наградивший явно ошибся народом.
И вот на смену сценарию орденоносных нелепостей, прорвался нафталиновый вариант эпохи развитого социализма, когда было принято петь в рабочий полдень «Может главным конструктором стать современный рабочий». Владимир Путин в Кремле наградил слесаря. Не лично преданного ему генерала, любимого артиста или нужного политика, а работягу Горьковского автозавода Анатолия Запалова. Как и полагается, сценарий воссоздали полностью, даже без особых поправок на ушедшее время. Слесарь Запалов – передовик производства, рационализатор и наставник молодежи. Он 36 лет отдал родному заводу, сделал более 50 рационализаторских предложений направленных на улучшение условий труда, повышение качества выпускаемой продукции, экономию материалов. Анатолий Александрович передает свои знания и опыт молодым специалистам, подготавливает студентов профильных учебных заведений к работе. К такому некрологу еще бы разливное пиво из железной бочки, газету «Правда» и партсобрание.
И не приходится сомневаться в личных достоинствах награжденного. Действительно всю жизнь на заводе, мастерил, изобретал, наставничал… И вот наконец-то заметили, сделали вид, что не равнодушны, будто оценили, и на самом деле повезли в Кремль, где и вручили позабытый, оставшийся в прошлом веке иллюстрацией несуществующего социализма Орден Знак Почета, осовремененный ровно на одно потерянное слово Знак и ставший просто Орденом Почёта. Им потихоньку награждали и награждают, но в основном людей иных достоинств (Павел Астахов, Олег Добродеев, Михаил Задорнов…), а вот чтоб того, кому он на самом деле адресован, да еще столь громогласно – это из давнего, забытого, советского…
В то время ГАЗ делал автомобили так же плохо, как и остальные заводы. Но это не мешало коллективу ходить в орденах, а машинам иметь пластмассовую накладку на решетке «Знак качества», про которую соратники по СЭВу говорили «Сделано человеком без головы». Нынешний ГАЗ не преуспел в качестве. Единственная выжившая в результате умелой стратегии машина, финалист эпохи СССР, Газель - подлежит утилизации прямо на конвейере и может сразу награждаться знаком «Сделано человеком без головы», но вместо этого продается, возит людей и грузы и вызывает агрессию у администрации завода, когда ее публично отлучают от госзаказов и не пускают то в маршрутки, то в Скорую помощь.
В возрожденной игре в развитой социализм так и полагается. Как бы ни мучился завод на всю страну, как бы нелепо он ни барахтался под тяжестью результатов своего труда, а пролетариат тут ни при чем. Рабочего надо уважать. Лучше всего публично, на всю страну, в Кремле, хотя бы пять минут... И не важно, что творит предприятие и какое
качество его продукции. Рабочий не виноват, что всё остальное вокруг не получилось. Лично его гайка прикручена насмерть. Это и есть тот самый виток истории, который непременно фарс?
А вы заметили, что в городах возродились Доски почета и с них вновь угрюмо пугают прохожих портреты передовиков производства?