Продажи автомобильных компаний катятся ко всем чертям. FIAT, PSA, «Renault», «Ford»... За месяц эти марки сейчас продают машин столько же, сколько продавали в начале 90-х. Но у остальных ситуация если и лучше, то ненамного, достаточно сказать, что в январе весь ЕС купил меньше миллиона машин. И предпосылок к «выздоровлению» нет ровным счетом никаких.
Вопрос «кто виноват?» в данном случае абсолютно неважен, с ним можно разобраться потом, вот классический русский «что делать?» большинство производителей заботит куда сильнее, ибо от того, как скоро они найдут правильный ответ, зависит судьба не только конкретной компании или торговой марки, но и всего рынка в целом. Иными словами, коль уж клиентов больше не становится, приходится бороться между собой, наращивая присутствие в отдельно взятом сегменте. Но одно дело — подвинуть конкурентов на уже готовой площадке, и совсем другое — побороться за место под солнцем в одном из развивающихся классов.
Впрочем, таких осталось очень немного. Точнее, один — сегмент малоразмерных SUV. То, что на подобных машинах еще можно делать вполне приличные деньги, намедни продемонстрировал «Opel»: продажи марки в январе выросли на 4%, и все это благодаря старту субкомпактного Mokka. В общем, именно этот сегмент, судя по всему, и станет в ближайшие годы главной бойцовской ареной Старого Света, местом решающей схватки, которая способна перетасовать весь рынок целиком.
Об электромобилях, о которых год назад твердил глава «Renault-Nissan» Карлос Гон, заметьте, в марте 2013-го почти никто не вспоминает. Их выставили на стендах, отвели им центральные места, но скорее по инерции. Да, французы продолжают проталкивать свой компактный Zoe, а японцы в качестве группы поддержки выкатили на суд местной публики локализованный LEAF (который дешевле американского и, как было объявлено несколько недель назад, научился ездить чуть дольше, чем оригинал).
Но реально эти авто уже давно никого не волнуют, даже несмотря на правительственные субсидии и налоговые преференции. Клиенту нужен «живой» товар — простой, надежный, универсальный, но главное — относительно недорогой автомобиль, лишенный набивших оскомину эмиссионных заморочек. Проще говоря, покупатели послали все прежние тенденции к черту и переключились на более праведный с точки зрения драйва продукт. И кое-кто, что называется, попал в струю.
Тот же «Renault», к примеру. В недрах компании последние полгода работа кипела, в итоге к мартовскому автошоу французы приготовили-таки небольшой SUV под названием Captur (на этот раз серийный), который встанет на ступень ниже построенного на базе Nissan X-Trail кроссовера Koleos.
И даже еще ниже. По сути, машина представляет собой возмужавший хетчбэк Clio, по факту — это ближайший «родственник» Nissan Juke. В общем, она мала и вряд ли практична... Зато хороша собой, что, оказывается, народу очень нравится.
Ее соотечественник, а по совместительству еще и ближайший конкурент — Peugeot 2008 — сделан в ином ключе. Но в том же размере. И так же как и Captur, строился он на основе однофамильного хетчбэка. От Peugeot 208 ему, кстати, досталась масса стилистических элементов, благодаря чему выглядит он куда серьезнее, чем продукт от «Renault».
Но у этих машин куда больше общего, чем может показаться на первый взгляд: к 2014 году они рассчитывают взять первые два места в сегменте, сместив нынешнего лидера (Nissan Juke) на третью строчку.
Но это при условии, что кто-нибудь не выстрелит параллельно с ними. Однако желающих погреть руки на этом поприще уже более чем достаточно. Тот же «Ford», к примеру, привез в Женеву EcoSport. Что характерно, американцы изначально планировали продвигать эту машину в странах третьего мира — вроде Индии, Бразилии или России. И лишь потом запустить новинку в Европе. В общем, там он тоже в конце концов появился бы, но не в 2013-м. Однако прошлогодний обвал заставил американцев форсировать события. И по оценкам местных аналитиков, уже к концу следующего года «Ford» будет ежегодно продавать в ЕС около 30 тысяч EcoSport.
Еще 20 тысяч контрактов придется на Chevrolet Trax (в России — Tracker), который, как известно, представляет собой клон уже упомянутого Opel Mokka. В принципе внимания на него можно и не обращать, если бы в сумме GM не получил с их помощью около 60 тысяч клиентов. Пока это прогноз, но отнюдь не фантастический, во всяком случае, эксперты полагают, что Juke через полтора-два года будет расходиться по региону примерно тем же тиражом. Да и в целом к 2015 году емкость сегмента, по некоторым прикидкам, должна увеличиться до полумиллиона машин, то есть за какие-то 20 месяцев спрос вырастет на 250% (сейчас субкомпактные кроссоверы расходятся тиражом, едва превышающим 150 тысяч экземпляров).
И тут стоит заметить, что мы упомянули только товарные машины, которые либо уже продаются, либо вот-вот выйдут на старт, но кроме них в Женеве полно и подобных им концептов, и псевдополноприводников (вроде Opel Adam Rock). Последние отличаются от оригиналов не наличием полного привода, а специфическим обвесом. В первой же группе стоит отметить построенный на базе Jazz кроссовер Honda Urban Concept или не так давно презентованный в Бразилии VW Taigun. Пока это прототипы, но очень близкие к серийному воплощению. К осени их, наверное, доведут до ума, а ровно через год, очевидно, представят либо в качестве предсерийных авто, либо уже полностью готовых моделей.
По тому же пути, судя по всему, пойдут и в KIA. Презентованный во вторник Provo в отличие от хондовского собрата, разумеется, далек от серии, но, учитывая, с какой скорострельностью корейцы в последнее время выпускают новинки в свет, в шоу-карах этот автомобиль вряд ли задержится. Да что говорить, если подобную машину готовят даже в «Jeep». И это при полном отсутствии денег. Впрочем, и у этого проекта, очевидно, есть перспективы, поскольку донорский FIAT 500Х уже не просто готов, но вот-вот появится в продаже.
Стоит ли говорить, что такие продукты в ближайшее время запустят «Toyota», «Hyundai» и «Mazda», причем задуманный последними СХ-3, по слухам, уже чуть ли не испытания проходит. То же, судя по всему, касается и субкомпактного кроссовера «SsangYong». Прототип XIV был продемонстрирован тут еще год назад. Мало того, выпустить его товарного последователя корейцы грозились уже к лету 2013-го. Не сложилось, но загвоздка, похоже, в том, что изначально авто рассчитывали под электропривод. С другой стороны, для адаптации готового концепта под установку ДВС много времени не нужно.
В общем, если ничего экстраординарного не случится, к 2015 году (когда сегмент по объему достигнет означенных масштабов) конкуренция в нем будет крайне жесткой. Но нам это только на руку, ибо в России, где потенциальная емкость рынка SUV выше раза в полтора, эти машины будут расходиться не хуже питерских «Фокусов». Основным вопросом в данном случае остается не ассортимент или проблема очередей, а ценовая политика, которая в отношении нашей страны пока не очень-то адекватна.