Вот что значит профессионализм, который, как говорится, не пропьешь! По его словам, число ДТП на федеральных дорогах России снизилось за 2012 год на 9,1% по сравнению с годом предыдущим. В частности, там погибло на 3,4% меньше человек. Раненых на федеральных трассах он насчитал меньше аж на 7%.
Глава Росавтодора связал это с выполнением мероприятий, направленных на повышение безопасности движения на федеральных дорогах. Под флагом его ведомства за 2012 год были построены 461 линия электроосвещения, 21 надземный пешеходный переход, 566,7 метра шумозащитных экранов, установлено 89 светофорных объектов. В общем, все круто.
Жаль только, что граждане России, погибшие из-за плохих дорог, ничего не знают о выдающихся и неоспоримых успехах Росавтодора в борьбе за их жизни. Дело в том, что, по официальным данным ГИБДД, за прошлый год на дорогах страны произошло 42 772 ДТП исключительно по причине плохих дорог. Это на 1% больше, чем в году 2011-м, и равно 21% от общего их числа. В них погибло около 7000 и было ранено более 54 000 человек. И пострадавшим, и их родным и близким скорее всего совершенно неинтересны поразительные новости об установке сколь угодно протяженных шумозащитных экранов…
Конечно, товарища Старовойта чисто по-человечески можно понять: выгодней всего отчитываться о содеянном ведомством за год либо процентами роста чего-то позитивного, либо долями сокращения чего-то негативного. На фоне обострившейся в последнее время любви (принимающей, правда, порой крайне своеобразные формы) властей к гражданам на дорогах имеет смысл рапортовать о сокращении жертв. Все это так. Но даже глядя на старовойтовскую отчетность, видишь, что, как говорится, не о том бдят профессионалы дорожные!
Любой автомобилист, хотя бы раз в жизни совершавший автовояж в соседний город по любой федеральной (не говоря уж о местных) трассе, скажет вам, что главная причина, позволяющая костлявой старухе с косой столь вольготно разгуливать по нашим дорогам, — отсутствие физических барьеров между встречными потоками машин. Трупы на загородных трассах появляются в основном в ходе лобовых столкновений машин, это вам и любой сотрудник ДПС подтвердит. Неважно, по какой причине происходят такие столкновения: в результате лихаческих обгонов или из-за того, что на скользкой дороге машины банально выносит на «встречку».
Страшные лобовые аварии возможны лишь там, где нет разделительных барьеров между встречными потоками. А таких дорог в России подавляющее большинство! Но к этому обстоятельству наши автодорожные чиновники относятся с завидным хладнокровием.
Да, очень неплохо, что осветили столько-то километров дорог. Наверное, теперь водители стали гораздо раньше засекать там пешеходов, дефилирующих по скоростным трассам. Но если там же установить высокий стальной барьер-отбойник по осевой линии, что как минимум не дороже фонарей освещения, пешеходам просто нечего станет делать на данном участке дороги — любителей перелезать через забор в процессе перехода дороги найдется немного. И «встречку» подобная мера гарантированно исключает.
Чтобы примерно оценить масштаб требуемых затрат, вспомним, что установка двустороннего отбойника-разделителя из оцинкованного металла на одном километре обойдется бюджету в сумму 2–4 млн. рублей (в зависимости от конструкции этого «заборчика»). Для простоты расчетов примем ее равной 3 млн. рублей. Это если без распилов-откатов, конечно. Примем, что расстояние между более-менее крупными райцентрами в среднем по европейской России составляет около 100 километров, а между соседними областными центрами — допустим, 300–400 километров. Умножаем 400 на 3 миллиона — получаем 1,2 млрд. рублей. Накинем расходы на монтаж барьера. Грубый оценочный расчет дает примерно 1,5 млрд. рублей затрат на то, чтобы связать два среднестатистических российских областных центра трассой, в разы более безопасной, чем ныне. Для сравнения напомним, что на реконструкцию с последующим превращением трассы «Дон» в платную магистраль все тот же Росавтодор потратил (и продолжает тратить) несколько десятков миллиардов рублей. Да только на эти деньги можно было бы оборудовать защитными барьерами половину трасс, связывающих крупнейшие города центральной России!
Но, видать, не судьба… Кровь на федеральных и местных трассах продолжит литься в прежних масштабах. И автодорожные начальники продолжат отчитываться о нескольких процентах снижения смертности на дорогах, в то время как могли бы снизить ее быстро и в разы!