В первую очередь речь идет о запрете для новичков, только-только получивших «права», выезжать на автомагистрали и ездить по городским улицам и дорогам общего пользования со скоростью 40–50 км/ч. Сомнительную идею азартно поддержали представители ГАИ, дополнив ее желанием запретить начинающим водителям выезжать на дороги в определенные дни и часы (ночью и когда поток особенно плотен).
Инициатива напомнила анекдот: комиссию, инспектирующую школу, заинтересовал пустой бассейн в спортзале. На вопрос, чего это он без воды, директор образовательного учреждения выразился в том смысле, что когда ученики научатся плавать — тогда, мол, и зальем.
Ситуация с начинающими «рулевыми» схожа как две капли воды. Где, спрашивается, при таком подходе им учиться ездить в плотном потоке, на высоких скоростях и в условиях плохой видимости? В итоге же, выехав через отпущенный законом промежуток на скоростную трассу ночью, новичок обязательно станет виновником ДТП.
В Германии, например, где отсутствуют скоростные ограничения, курсанта автошколы учат вождению нелимитированно. То есть до тех пор, пока у него не появятся определенные навыки и умения в управлении транспортным средством. Один человек достигает нужного уровня за
десять часов практических занятий, другой — за шестьдесят. Но! Каждый из них после этого в обязательном порядке должен отъездить четыре часа на автобане, четыре часа ночью и четыре — в условиях плотного трафика. И только после этого может сдавать на «права».
У нас же ездить со скоростью потока не учат, ведь ГИБДД при приеме экзаменов не испытывает соискателя по этим параметрам. Даже наоборот: чем увереннее ты держишься в потоке, тем больше шансов, что испытание провалишь.
Именно поэтому Татьяна Шутылева, президент Межрегиональной ассоциации автошкол, давно, но пока без видимого успеха настаивает на том, чтобы экзаменаторы выезжали с учениками на трассу: «Нужно проверить умение водителя управлять машиной на максимальных скоростях». На минувших дебатах в Общественной палате она вновь вернулась к вопросу, но вот услышит ли ее законодатель?
Тут надо отметить, что прошедшие слушания носили больше пропагандистский характер, нежели дискуссионный. Дело в том, что Госдума РФ уже который год не может принять поправки к Закону РФ «О безопасности дорожного движения». Камень преткновения — злополучная сдача на «права» после самоподготовки, так называемый экстернат. За отказ от него выступили и преподаватели автошкол, и ГИБДД, и независимые эксперты в области безопасности дорожного движения. Но депутаты колеблются. Дело в том, что в стране существует мощное и, понятное дело, состоятельное лобби автошкол, работающих без лицензии. Они практически не ведут теоретических занятий, минимально — до нескольких часов вместо пятидесяти обязательных — сокращают курс практического вождения. Зато их услуги стоят в разы дешевле честных водительских курсов. Однако с полученной справкой о подобной «самоподготовке» их выпускники имеют полное право сдавать экзамены в ГАИ экстерном. И ряд наших законотворцев с Охотного Ряда отчего-то (как вы думаете, отчего?) поддерживают «серые» автошколы в их стремлении отстоять самоподготовку и тормозят принятие закона.
И минувшие слушания в ОП были призваны ускорить процесс. По их итогам будет подготовлено обращение в Госдуму и в государственно-правовом управлении администрации президента.
…Что же касается возможного «поражения в правах» начинающих водителей, то скорее всего в ближайшее время его не будет. По крайней мере до тех пор, пока, как предлагает Татьяна Шутылева, не будет разработан отдельный закон, регулирующий процесс обучения и допуска к управлению автомобилями новичков.