Но сначала о нюансах. ЛДПР и КПРФ в полном составе отказались голосовать за драконовский документ. К ним присоединились несколько эсеров и единороссов. Свою позицию все «протестующие» мотивировали тем, что, во-первых, не рассматриваются их альтернативные законопроекты, предусматривающие системный подход к «правке» 12-й («автомобильной») статьи КоАП, а не только ее «антиалкогольной» составляющей. И во-вторых, «отказники» совершенно справедливо считают, что страшные кары, придуманные г-жой Яровой со товарищи (в соавторах более чем спорного и сырого законопроекта еще 25 народных избранников, все — единороссы) против любителей сесть за руль подшофе, на фоне действующей в стране нормы «нулевого промилле» приведут к массовым посадкам совершенно трезвых рулевых.
И если на первую часть претензий ответа от думского большинства, по сути, не последовало (единоросс Павел Крашенинников, председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, выразил общее мнение, заявив, не удосужившись мотивировать, что он и коллеги поддерживают только проект Яровой), то по поводу «промилльной проблемы» наметились некоторые подвижки. Все фракции «неожиданно» сошлись на том, что уровень предельно допустимого содержания алкоголя в крови водителя нужно закрепить на отметке в 0,2 промилле, и даже приняли соответствующую поправку к обсуждаемому законопроекту. Очевидно, что проявить смелость и выступить против непреклонного желания премьера Медведева сохранить правило «нулевого промилле» назло науке, здравому смыслу и международным юридическим нормам депутатам позволило недавнее заявление помощницы президента страны Татьяны Голиковой о том, что администрация Владимира Путина «полагает целесообразным» ввести в законодательство РФ определение «состояние опьянения». И хотя некоторые парламентарии сомневаются, что подобная поправка пройдет именно в «яровом» законопроекте, одновременно они говорят о том, что означенные 0,2 промилле в скором времени все-таки станут нормой нашей автомобильной жизни каким-то другим способом.
Что касается собственно людоедских аппетитов Ирины Яровой, то ей их пришлось заметно снизить. Так, за убийство на дороге «по пьянке» одного человека предлагалось сажать на срок до 10 лет, а за убийство двоих и более — на срок до 15 лет. Одновременно более суровым предлагалось сделать и административное наказание за «пьяную» езду: в дополнение к лишению «прав» — штраф в 50 000 рублей. Теперь же верхние пределы уголовных наказаний за «пьяное» убийство на дороге останутся теми же, что и ныне действующие: 7 лет (если погиб один человек) и 9 лет (если погибших двое). Но зато в статье 264 УК появятся нижние пределы наказаний — сроки, меньше которых судья дать не сможет: 2 и 4 года лишения свободы соответственно. И никаких принудительных работ в виде альтернативы!
Зато в УК РФ появится новая статья — для тех, кто был лишен «прав» за пьянку, но снова сел за руль, или выпил и сел за руль, вообще не имея «прав». Самое легкое наказание, грозящее за подобные забавы, — штраф до 200 000 рублей. Судимость получат и те, кто в/у не имеет, но с упорством, достойным лучшего применения, за руль нетрезвым садится, хотя уже наказывался за это самое по административной линии хотя бы раз в течение двух лет.
В статьях КоАП, касающихся «просто» нетрезвых водителей, дополнением к лишению «прав» на срок от полутора до двух лет становится штраф — но не столь значительный, как предполагалось вначале: 30 000 для водителя, 10 000 — для того, кто доверил ему автомобиль.
Впрочем, ко второму чтению законопроекты в нашей Думе имеют особенность меняться кардинально. Так что продолжение следует…