Напомним, что когда итальянцы (а позже и сменившая их команда американцев) не смогли договориться с российскими властями ни по поводу расположения собственного завода, ни по части распределения инвестиций и прибылей, они, по сути, загнали себя в тупик: договоренности вроде бы есть, но реализовывать их стороны как-то не торопятся. Понятно, что тогда на них уже серьезно давили европейский кризис, не слишком устойчивое положение марки на итальянском рынке, да и перспективы российских инвестиций покоя не давали. С другой стороны, FIAT уже тогда дал понять, что явно рассчитывает на сильного спонсора, который за небольшую долю в СП согласится не только построить завод, но и оборудовать его, решив массу сопутствующих проблем, сам же производитель при этом обеспечит патентное и технологическое прикрытие. Богатых дураков в нашей стране, как видно, не оказалось. Сбербанк такое предложение не устроило, и ведомство Германа Грефа предпочло отложить решение вопроса в долгий ящик (тем более что на его скором разрешении не настаивали и иностранные партнеры). Кстати, соглашение о промсборке так и не было активировано, а проще говоря — банально протухло. Его теперь либо переподписывать придется (что нереально), либо вносить серьезные коррективы. Последний вариант, судя по всему, и был взят сторонами на вооружение.
Итальянцам предложили вариант с загрузкой ТагАЗа. Не исключено, конечно, что их намеренно подводили к этому решению, чиня препоны в реализации питерского проекта, но компромиссный вариант совсем не означает, что он плохой. Напротив, от этого могут выиграть все. Денег на строительство нового завода у FIAT нет. Да и не нужно компании еще одно европейское
предприятие, поскольку у него существующие загружены меньше чем наполовину. Тут же они приходят на все готовое, не оплачивая ни строительство, ни коммуникации, ни логистику.
У Сбербанка свой интерес. Будучи основным партнером концерна в этом проекте, он же является и одним из крупнейших кредиторов Таганрогского автозавода (а также инициатором начатой около года назад процедуры банкротства завода. Таким образом, кредитное предприятие убивает двух зайцев: с одной стороны, выполняя партнерские обязательства, а с другой — загружая проблемное производство.
Как организация решит вопрос с текущими собственниками ТагАЗа, пока непонятно, но он, очевидно, будет решен довольно скоро (причем в пользу Сбербанка). Впрочем, в текущей ситуации это не так уж и важно, главное — возобновление нормального производственного цикла и восстановление рабочих мест.
В общем, непреодолимых препятствий в реализации этого проекта не осталось, лишь небольшие шероховатости. Среди которых, впрочем, грядущие инвестиции (около $100 млн.), а также условия того самого соглашения о промсборке. В частности, договор предполагает производство 120 машин в год, а учитывая, что основным продуктом завода должны стать внедорожники Jeep, больше 60 тысяч экземпляров в год собирать в общем-то бесполезно. В связи с этим итальянцы пытаются договориться с Минпромторгом, чтобы в зачет им пошли не только американские SUV, но и коммерческие LCV, которые будут собирать на ЗИЛе.