Как рассказал «Известиям» куратор Экологического совета Евгений Тимонин, все будет по-честному: пробы разольют в три колбы, их опечатают, а затем одну из них отправят на экспертизу, одну оставят на заправке и еще одну заберут с собой. Контрольная закупка, так сказать. А потом, если что, развесят ярлыки.
О как! Привлекать не чистых на руку заправщиков к ответу у нас в стране теперь, оказывается не модно. Суд, штрафы... Какие глупости. Их нужно помечать, как французские католики метили жилища гугенотов в Варфоломееву ночь... Впрочем, в истории есть примеры и поновее.
Но суть не в этом. Суть в том, что депутаты вместе с казаками проверят около полутора сотен заправок города и после получения результатов экспертизы, пометят «недобросовестные точки» стикером с надписью «Здесь разливают левый бензин». Благое дело. Почти богоугодное.
А задумывался ли кто из этих активистов-общественников, сколько эта наклейка провисит? От силы минуты две-три, после чего будет сорвана либо оператором, либо заправщиком. И они будут правы. По закону. Ибо какие-либо санкции к ним могут применять лишь уполномоченные органы, но никакие не Экологический совет Мосгордумы и казаки, которых, к слову, в средней полосе России отродясь не водилось. Так откуда ж они взялись-то?
Наверно оттуда же, откуда в Москву привозят нормальное топливо? То есть – ниоткуда, потому что бензин Евро-4 – такой же миф, как прямогонный 95-й. Все, что на заправках маркируется, как топливо с октановым числом выше 92-го – присадки. Может быть нанотехнологичные, но присадки, с помощью которых бензин, который в Европе бы даже «регуляром» называть постеснялись, превращают чуть ли не в «супер плюс»...
Не построили нефтяники нефтеперегонные заводы, чтобы гнать чистый бензин и нормальную солярку. Мало того, они даже не начинали. Так откуда взяться у нас нормальному бензину. И далеко не факт, что бодяга, которую, вероятно, выявят активисты пришла на заправку абсолютно легально. И этот факт – даже не преступная халатность, порождение системы. Системы, которая устанавливает экологические стандарты для топлива, но не запрещает его производителям искусственно повышать октановое число бензина, разрешает использовать морально устаревшие нефтеперегонные предприятия до последнего вздоха, не вкладываясь в их модернизацию. В том числе и экологическую... Кстати, те же депутаты могут инициировать разработку и принятие необходимых законопроектов, ибо правом законодательной инициативы они обладают по определению.
Но им куда проще провести бессмысленную пиар-акцию, обклеим проштрафившиеся заправки, или, например, запретить въезд в центр города машин, не соответствующих экологическому классу Евро-2. Правда, какой от этого прок экологии? Нашим бензином даже сильно устаревшие по старосветским меркам Евро-4 захлебываются. А что такое DPF в современных турбодизелях эти господа, боюсь, совсем не в курсе...