И если так пойдет и дальше, то «лихие 90-е», когда угоняли-раздевали чуть не каждый третий автомобиль, вернутся в нашу автомобильную жизнь очень и очень скоро. Увы, но власти страны, признавая проблему, практически ничего не делают для ее решения. И дело даже не в бездействии правоохранительных органов. Усилиями столичных пинкертонов, например, в минувшем году в Первопрестольной было ликвидировано около 20 банд-групп, специализирующихся на отъеме чужих «колес» с применением насилия, в результате чего практически сошли на нет разбойные нападения (это когда, грубо говоря, автовладельцев выкидывают из салонов) при кражах авто. Но это свидетельствует лишь о том, что сыщики продуктивно работают только по «серьезным» делам. А большинство автокраж у нас совершаются так, чтобы, если злоумышленника поймают, предъявить ему можно было только ст. 166 УК РФ «Угон». И не потому, что она такая уж мягкая. За «неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения» можно «схлопотать» и пять, и семь, и десять, и даже двенадцать лет лишения свободы (смотря в каком составе, как и с какими последствиями было дело). Но правоприменительная практика такова, что судьи почему-то приговаривают тех, кто завладел чужой собственностью «исключительно» для того, чтобы «покататься» либо к денежным штрафам, либо условным срокам (даже если к автовладельцу было применено «насилие, не опасное для жизни или здоровья». Российские служители Фемиды, вынося мягчайшие приговоры, с удовольствием учитывают любые смягчающие обстоятельства в виде положительных характеристик из ЖЭКа и наличия матери-старушки.
Именно поэтому полицейские давно ратуют за ликвидацию этой статьи, чтобы привлекать автоугнощикам за кражи, грабежи и разбои. Или, по крайней мере, просто убрать из нее само понятие «угон без цели хищения». Именно эта формулировка и позволяет автоворам уходить от ответственности. Силовиков поддерживает и ряд депутатов Госдумы. Например, единоросс Вячеслав Лысаков, предлагающий оставить в 166-й статье только такое понятие, как «неправомерное завладение транспортным средством» с безальтернативным наказанием в виде лишения свободы на срок от 5 без всяких штрафов и «условняков». Но его законопроект лежит в нижней палате парламента без движения вот уже который месяц.
Зато депутаты готовы рассмотреть уже в первом чтении законопроект коллег Лысакова Алексея Журавлев («ЕР») и Сергей Жигарева (ЛДПР). Они хотят дополнить 166-ю статью пунктом, согласно которому угон автомобиля или другого транспортного средства без цели хищения «с применением нештатного доступа» к нему должно наказываться принудительными работами на срок от трех до пяти лет или ограничением свободы на такой же срок, или лишением свободы на срок от пяти до семи лет. По сути, из уже имеющейся обоймы возможных наказаний они убирают только штрафы, не меняя коренным образом порочную суть статьи в виде «взял покататься». То есть, возвращаясь к нашим самым гуманным судам в мире, вор чаще всего по-прежнему будет оставаться на свободе. Понятно, что на кривой угонов это не скажется никоим образом.
Так что в деле защиты своего движимого имущества нашим соотечественникам по-прежнему придется рассчитывать только на себя. И особенно москвичам, поскольку именно на столицу приходится основной вал угонов — четверть от всех автокраж в стране и более половины 55% похищенных транспортных средств в Центральном федеральном округе. Поэтому столичные сыщики рекомендуют оснащать машины самодельными противоугонками. Вполне резонно. Столкнувшись с неожиданной нестандартной проблемой, значительно затягивающей процесс и увеличивающий риск быть пойманным,, вору проще найти другое, менее защищенное авто.
И особо бдительными следует быть владельцам вазовских моделей, автомобилей Toyota, Mazda, Mitsubishi и продукции ГАЗ.
Топ-10 самых угоняемых машин
МаркаУгнано (штук)Доля от общего числа похищений
(процентов)«АвтоВАЗ»1709533Toyota620912Mazda27245.2Mitsubishi21434.1«ГАЗ»20313.9Honda20173.9Nissan16153.1Ford15793BMW11372.2Chevrolet10892.1