7115

Налог на роскошь требует уценки

К чему приведут правительственные ставки налога на автороскошь, размышляет эксперт авторынка Сергей АСЛАНЯН
Эх, а все-таки жаль, что Минфин назначил (а Комиссия Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности поддержала) ценник на автороскошь в 5 млн. рублей! Надо было опуститься до двух «лямов», как это пару раз предлагали депутаты…
Поделиться
Изображение Налог на роскошь требует уценки

Ведь учитывая, что цены на любые автомобили в России перегреты и взяты с потолка в порыве голодной жадности автопроизводителей, рубеж в два миллиона остудил бы продавцов и обозначил откат к справедливым ценам. Ведь сейчас уже никто не помнит, что еще не так давно, стоимость например, Ford Focus начиналась с суммы в 345 000 рублей, а сейчас она стартует с отметки в 512 000 руб. Японцы прежде не смели со своими Camry и Teana начинать прайс-листы с отметки в миллион. Все вели себя скромней и понимали, что их товар большего не стоит. Но наша оголтелость и стремление каждого утереть нос соседу взвинтили цены и позволили продавцам не стесняться. Теперь все вокруг премиальные, все дорогие и все завышены минимум на 30%, максимум на 60%. Освежить ситуацию мог Минфин, назначив роскошью рубеж в пару миллионов за четыре колеса. И тут же начался бы обвал цен и возврат к истине. Подешевел бы сразу весь авторынок. К прежним значениям откатились бы даже самые спесивые, обернувшиеся в самопровозглашенную премиальность, как в позолоченную фольгу.

Но Минфину не нужны поступления в бюджет. Ему нужна имитация работы. Министерство и так пропустило все сроки и нарвалось на окрик сверху, поскольку придумать определение роскоши должно было еще в декабре прошлого года. Подразумевая в немалой степени себя, понимая, что на машине за пару миллионов сегодня ездят московские таксисты, чиновники подняли планку до пяти миллионов. Этим они сразу определили дилерам большой немецкой тройки параметры дисконта. Заявлять можно любую стоимость машины, но уценка все равно опустит итоговую сумму покупки до 4 999 999 руб. И свои прилично будут выглядеть, и дело сделано.

Чтобы не оказаться единственным виноватым в вялом ручейке налоговых поступлений, Минфин, исполнив свою роль, передал эстафетную палочку раздумий Минпромторгу, который займется определением средней стоимости машин. Почему средней? Почему Минпромторг? С какой стати нужно что-то определять, если к товару всегда прилагается ценник? Поскольку заранее ясно, что никто ничего платить не собирается и вместо обширного потока рублей в казну капнет слеза, Минпромторг пытается придумать способ назначения цены, исходя не из стоимости автомобиля, а из собственных представлений. И приступил к рисованию таблицы расчетов на основе «статистических данных, данных таможни и сделок с соответствующими моделями легковых автомобилей и их модификациями». Задача в том, чтобы, когда всем станет слишком заметна несостоятельность сборов, диктовать свою волю и цену и назначать сумму налога (как это, например, мастерски умеет таможня, придумывающая цену товара по своим каталогам). Машина может стоить три миллиона, а таможня считает, что ее средняя цена — 20 миллионов, вот от этой суммы и платите. А может сыграть и в обратную сторону, назначив средней ценой 3 млн. вместо 20 млн. Последняя возможность — так называемая базовая цена. Например, на бумаге Мерседес S-класса «в базе» стоит 3,5 млн. рублей, а его модификация S 600 — 8 млн. В зависимости от желания, ситуации, недовольства наверху и степени уважения к конкретному владельцу за точку отсчета может быть взято любое из этих двух значений.

С роскошью на автомобили разобрались. А с виллами, яхтами, вертолетами, вкладами, акциями разбираться будем? Тут ведь ни в коем случае нельзя допустить ставки налога, основанной на цене покупки. Придется изобретать варианты, чтобы стоимость яхты определялась не по ценнику, а по скорости на воде, цена виллы — не по количеству потраченного, а по БТИ…