Фраза про дураков и дороги как проклятье висит над нашей страной уже несколько веков. Воровство и раздолбайство при строительстве и содержании дорог давно превратилось, наряду с водкой, балалайкой и медведями на улице, самой настоящей визитной карточкой России, а серьезные дядьки из серьезных отечественных ведомств не устают «открывать Америку», выясняя: почему же у нас все никак не получается разобраться с дорогами?!
На этот раз в роли Капитана Очевидность решило выступить Контрольное управление президента. Чего это их дернуло поконтролировать российские дороги понятно не до конца. Возможно, все объясняется тем, что кого-то из руководства данного ведомства угораздило на собственной машине прокатиться от Москвы до какого-нибудь богом забытого Устьзамамайска…
Так или иначе, но в результате своих изысканий контролеры выяснили, что для достижения результатов, предполагаемых «Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года» России потребуется 150 лет. Именно столько современными темпами придется строить недостающие нашей стране 400 0000 километров автодорог. А «Стратегия» предполагает, что сие случится уже через 17 лет.
Президентские контролеры выяснили, что «расходование средств на модернизацию дорожной сети ведется без должного планирования»: из 900 тысяч километров дорог России более 100 тысяч являются фактически ничейными.
При проектировании дороги у нас, оказывается, не учитывают затраты на весь период службы дороги. Кроме того, стоимость полностью аналогичных участков разных трасс может отличаться более чем в два раза.
А еще кристально наивных товарищей из президентского контрольного ведомства поразила «методика выбора маршрута трасс». Они внезапно выяснили, что нету в России даже четких ее критериев. И от этого (вот ведь незадача!) происходит завышение стоимости проектов более чем на 30%! В качестве примера приводится недавний случай со строительством подъезда к Жуковскому от федеральной трассы Москва–Рязань. Оказывается, какими-то нехорошими дядьками (с ответсвенно-государственными лицами, разумеется) из нескольких вариантов проекта был выбран самый дорогой – подразумевавший строительство эстакады. От этого смета немедленно распухла на 2,3 млрд рублей – до 10,1 млрд…
Вообще-то, если называть вещи своими именами, это называется не «методика выбора маршрута», а «мошенничество в особо крупном размере группой лиц по предварительному сговору»! Однако ничего подобного в отчете контролеров вы не обнаружите.
А еще проверяющие, строго следуя путем Капитана Очевидность, открыли для себя, что затраты на содержание дорог в регионах со сходными климатическими условиями могут различаться в разы! На содержание каждого километра трасс в Хабаровском крае и Челябинской области официально тратится 60 000 и 284 000 рублей соответственно. Но и там, и там считается, что дороги содержатся в нормальном состоянии. Просто, видимо, челябинские дорожники настолько суровы, что…
Смех смехом, но изучение подобных документов каждый раз приводит к одному и тому же вопросу: почему?! Если целые трудовые коллективы аналитиков раз за разом черным по белому пишут в своих отчетах: «вот тут – пилят бюджет, и тут воруют, а тут руководят либо идиоты, либо казнокрады…» и тому подобное, почему ничего в дорожной сфере не меняется годами?!
Зато целые полчища чиновников и «экспертов» не умолкая воют о «катастрофическом недостатке финансирования дорожной отрасли». При том, что за 2010–2012 года сюда было вбухано более 2,5 трлн рублей и составил более 4,5% расходов консолидированного бюджета!
А контролеры все пишут, пишут, пишут… Да кому нужны эти отчеты, когда вместо каждого из них достаточно процитировать канонически ответ Карамзина на вопрос князя Горчакова: как там, мол, в России? В России, князь, все «Как обычно… Воруют-с…»