Между тем, как выявила генпрокуратура, более 60% федеральных и большинство региональных и местных дорог не соответствуют нормативным требованиям. В чем причина такого неутешительного положения дел и какова реакция государства на факторы, приводящие к гибели людей на дорогах, «МК» решил выяснить у начальника отдела по надзору за исполнением законов о промышленной и дорожной безопасности Генеральной прокуратуры Российской Федерации Александра РУСЕЦКОГО.
— Александр Евгеньевич, больше половины наших дорог опасны для езды. Вы выяснили, каковы причины сложившейся ситуации?
— Это целый комплекс причин. Начнем с того, что строительство и ремонт дорог буквально во всех регионах проводятся с грубейшими нарушениями действующего законодательства со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Это было установлено в прошлом году в ходе масштабных прокурорских проверок.
— Какие это нарушения?
— Прежде всего не осуществляется требуемое финансирование дорожного строительства. Можно сказать, что дорожная деятельность носит бессистемный характер, а работы по содержанию дорог сводятся к абсолютно неэффективному ямочному латанию дыр.
Также выявлены массовые нарушения при размещении государственных и муниципальных заказов на ремонт и строительство дорог. Это, как правило, несоблюдение установленной законом процедуры торгов, ограничение конкуренции. Из наиболее существенных нарушений можно назвать злоупотребления должностных лиц, нецелевое расходование бюджетных средств, оплата фактически невыполненных подрядчиками работ.
— То есть назовем вещи своими именами — сплошные злоупотребления и откровенное воровство.
— С этим трудно не согласиться. В результате контроль за обеспечением сохранности автодорог практически отсутствует.
— Зато нетрудно догадаться, на что направлен этот контроль. Все мы видим, как вдоль дорог плодятся всевозможные магазины, палатки, как попало установлена реклама...
— Действительно, что касается рекламы, Госавтоинспекция проводила свои исследования и пришла к выводу, что рекламные щиты очень негативно влияют на безопасность дорожного движения, поскольку отвлекают водителей. По поводу магазинов и в принципе использования земельных участков для размещения различных объектов торговли, автозаправок, рекламных конструкций вблизи автомобильных дорог, то тут также допускаются многочисленные нарушения. До настоящего времени не везде определены границы полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог, хотя законодательством установлены достаточно строгие ограничения на использование соответствующих участков.
— И какие меры принимают прокуроры?
— Делаем все, что в наших силах, чтобы исправить положение. Если привести цифры, то в 2012 году прокурорами в этой сфере было внесено более 18 тысяч представлений, по их требованиям были привлечены к дисциплинарной ответственности 10,5 тысячи лиц, к административной — более 3 тысяч. На незаконные правовые акты принесено 1600 протестов. По материалам прокурорских проверок возбуждено 71 уголовное дело.
Если цифры перевести в факты, то могу сказать, что во многих субъектах по требованию прокуроров участки автомобильных дорог приведены в надлежащее состояние: произведен ремонт дорожного покрытия, установлены светофоры и дорожные знаки, нанесена дорожная разметка, обустроены пешеходные переходы. Подавляющее большинство незаконно установленных рекламных щитов демонтированы.
Там, где устранение нарушений затягивается, прокуроры обращаются в суд, чтобы добиться от уполномоченных органов проведения соответствующих работ. В 2012 году органами прокуратуры подано почти 30 тысяч таких исков, большинство из них судами уже удовлетворено, часть исполнена добровольно.
— Безопасность на дорогах обеспечивается не только их удовлетворительным состоянием. Еще есть водители, пешеходы. Находятся здесь причины для прокурорского вмешательства?
— Соблюдение Правил дорожного движения контролируют работники Госавтоинспекции. А вот обеспечение законности в деятельности этого органа как раз и является задачей прокурорского надзора.
— Вот это очень болезненный для водителей вопрос: часто ли гаишники попадаются на нарушениях закона?
— Мы, безусловно, выявляем немало нарушений в деятельности работников ГИБДД, но я не стал бы уж совсем сгущать краски. Тем более что установленные прокурорами в этой сфере нарушения закона оперативно устраняются руководством МВД России.
— И все-таки какие нарушения допускаются наиболее часто?
— Чаще всего работниками Госавтоинспекции допускаются нарушения порядка производства по делам об административных правонарушениях, оформления процессуальных документов, квалификации действий правонарушителей, несоблюдение сроков рассмотрения дел об административных правонарушений, сроков и порядка проведения административных расследований. Все это влечет прекращение дел и, как следствие, необоснованное освобождение правонарушителей от предусмотренной законом ответственности. Опять же, если обратиться к цифрам, то в прошлом году прокурорами в этой сфере выявлено свыше 30 тыс. нарушений административного законодательства и с целью их устранения внесено более 1200 представлений, по результатам рассмотрения которых свыше 1300 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. По материалам прокурорских проверок возбуждено 17 уголовных дел.
— Ваш отдел в Генпрокуратуре был создан после череды сообщений о страшных ДТП с многочисленными жертвами. Сейчас для вас подобная информация в СМИ является основанием для прокурорских проверок?
— Безусловно, по каждому факту ДТП с участием в том числе маршруток и пассажирских автобусов органами прокуратуры организуются проверки, в ходе которых анализируются причины происшествий и условия, им способствующие. В настоящий момент наши усилия направлены на выявление нарушений законодательства на стадии подготовки водителей и транспортных средств к выходу на маршрут, проводятся проверки соблюдения установленного режима труда и отдыха, своевременности проведения медицинских осмотров водителей и проверки технического состояния транспорта.
— Вряд ли где-то в глубинке можно рассчитывать на серьезный медицинский осмотр водителей перед выходом в рейс.
— Действительно, это очень серьезная проблема, и не только для глубинки. Повсеместно на маршруты выпускают водителей, имеющих медицинские противопоказания, в частности, больных алкоголизмом и наркоманией. И администрация автопарков в погоне за прибылью даже не думает о том, что такой водитель подвергает опасности десятки и даже сотни людей. Этого же нельзя допускать! С 2010 года и по настоящее время прокурорами было подано в суды свыше 40 тысяч исков с требованиями о признании выданных таким лицам водительских удостоверений недействительными.
Другой существенный момент — ненадлежащее обучение водителей. Это показал анализ причин ДТП. Выяснилось, что количество аварий с участием водителей, чей стаж менее 3 лет, существенно выросло. Прокурорами установлено, что нередко данная образовательная деятельность проводится автошколами и различными курсами в отсутствие у них лицензий, а также с нарушением предусмотренных лицензиями требований.
Например, в одной из автошкол Башкортостана процесс обучения водителей не предусматривал даже ознакомления с контрольно-измерительными приборами машины, приемами ее управления. Не предусматривалось их обучение движению с изменением направления, остановкой в заданном месте, разворотам, проездам через перекресток. Что может дать такое обучение?
— Вопрос перевозки пассажиров, пожалуй, наиболее серьезный из всех затронутых. И здесь, похоже, нужно что-то срочно менять. Вы какие-то свои предложения вносили?
— По результатам проведенных проверок и анализа причин ДТП с участием пассажирских автобусов генпрокуратура направила председателю Правительства РФ информацию о мерах по обеспечению безопасности пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
— Можете рассказать, чего конкретно вы хотите добиться от законодателя?
— На данный момент в России нет закона о транспортном обслуживании населения и все регулируется на уровне субъектов, поэтому необходимо четко определить принципы, на которых будет базироваться этот процесс как в стране в целом, так и в каждом ее субъекте в частности.
— К слову, широкий общественный резонанс вызвали катастрофические ситуации, сложившиеся на дорогах в ряде регионов из-за снегопада. Что, по вашему мнению, нужно сделать на трассах с большой проходимостью, чтобы подобное не повторялось?
— Мы проводили проверку после заторов из-за снегопада в Тверской области. Она показала, что Федеральным дорожным агентством и подведомственным ему учреждением «Управление автомобильной магистрали Москва—Санкт-Петербург» не в полной мере было обеспечено содержание этой федеральной трассы в соответствии с требованиями нормативных документов. После вмешательства прокуратуры были приняты меры по совершенствованию системы эксплуатации автомобильных дорог федерального значения в зимний период. На будущее здесь необходимо сформировать взаимодействие дорожных служб с заинтересованными органами власти всех уровней, проводить учения для отработки порядка совместных действий в чрезвычайных ситуациях на дорогах. Важно также развивать систему мониторинга состояния дорог и информирования участников дорожного движения о дорожных условиях. Эта работа в настоящее время ведется Росавтодором.
— Какие еще проблемы прокуроры решают в настоящее время в плане дорожной безопасности?
— Проблем много, и, безусловно, все они требуют пристального внимания со стороны органов прокуратуры.
Например, с 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон №67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном». Всем прокурорам поручено обеспечить его исполнение.
В соответствии с данным законом независимо от вида транспорта перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. При этом законом запрещена перевозка пассажиров перевозчиком, гражданская ответственность которого не застрахована.
Кроме того, принимаются меры по усилению надзора за исполнением законодательства в области коммерческих перевозок пассажиров и багажа легковым такси с учетом изменений, внесенных в федеральное законодательство, и повышающих требования к осуществлению данного вида деятельности. Теперь законом предусмотрена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей получать разрешение на осуществление указанного вида деятельности на каждое транспортное средство.
Одним словом, задач — и старых и новых — много, работа по обеспечению законности в области безопасности дорожного движения будет продолжена и впредь.