Закоперщиком в этой инновационной отрасли энергетики и автостроения стала Федеральная сетевая компания ОАО «ФСК ЕЭС» — она приступает к первому этапу реализации разработанной ею «Программы по развитию зарядной инфраструктуры для электротранспорта в РФ». По словам одного из руководителей ФСК Романа Бердникова, основная ее цель (прямо скажем, весьма амбициозная) – создание в России условий для широкого внедрения автомобильного электротранспорта. И впрямь, уже сейчас в Москве установлено 28 зарядных станций, в том числе для экспресс-зарядки, из которых 26 открыты для публичного доступа. А в перспективе ими должна быть покрыта вся Россия.
Среди пилотных проектов первого этапа этой весьма масштабной задумки планируется создание зарядной инфраструктуры и использование для своих производственных нужд электромобилей в автопарках самой ФСК и ее филиалов – МЭС Центр и МЭС Урал, что представляется интересной и полезной инициативой, если, конечно, на корпоративные деньги. А в Ставропольском крае, который заинтересован в том, чтобы в курортной зоне работал преимущественно экологичный электромобильный общественный и частный транспорт (что, конечно, в принципе похвально!), пилотный проект «чистого такси» был запущен в минувшем году, когда на дороги Кисловодска и Кавказских Минеральных Вод вышли пять ВАЗ 1817 Ellada (Lada Kalina 1117 на «электрическом ходу») с зелеными шашечками на бортах, работают две зарядных станции. В мае АВТОВАЗ поставит еще 20 электрокаров. Создание первичной сети электрозаправок в крае намерены завершить к концу года. Из регионального бюджета на этот проект уже выделено 35 млн руб. Второй и третий этапы программы ОАО «ФСК ЕЭС» рассчитаны на период до 2020 года. К 2018 году предусмотрено развертывание сначала в ключевых регионах, а затем и по всей стране (!) массовой зарядной инфраструктуры для электрокаров.
Между тем, мировые автопроизводители именно сейчас всерьез задумались о том, что придет на смену нынешним ДВС, по мере того как иллюзии по поводу решающей роли электромобилей в бескомпромиссной борьбе с выхлопом СО2 весьма заметно тускнеют и мировой автопром оказывается от массового производства электромобилей.
Основной и коренной недостаток электромобилей, из-за которых они остаются и будут малопривлекательны и для частников, и для корпоративных парков — их высокая стоимость (литий-ионные батареи слишком дороги, много весят, у них ограниченный ресурс и пока что их надежность вызывает вопросы). Уместно заметить, что нынешняя опытная электроКалина «Ellada» стоит 26,4 тыс. евро, при ее серийном выпуске ожидаемая цена — 1,2 млн рублей. При этом стоимость ее батарей – 9,6 тыс. евро, т.е. примерно столько, сколько стоит 2,5 авто с ДВС такого же класса.
Кроме того, опыт таких стран, как США, Канада, Норвегия, Швеция и Финляндия говорит о том, что, вопреки данным специалистов ОАО «МОЭСК», электромобили крайне плохо реагируют на низкие температуры, что делает их эксплуатацию в условиях суровых зим весьма неэффективными.
Возможно, наши сетевые энтузиасты электромобилей надеются повторить беспроигрышный ход американской General Motors» и компаний, разрабатывающих и выпускающих литий-ионные батареи (в том числе и для военных) и зарядные станции: они получили сотни миллиардов бюджетных долларов на развитие электромобильного транспорта. Думается, что в России есть более важные проблемы, требующие серьезных бюджетных вливаний. Хотя на круглом столе и было сказано, что ОАО «ФСК ЕЭС» надеется, что уже в апреле правительство примет предложенную им федеральную программу. Правда, цена вопроса не называлась, однако можно с высокой степенью уверенности сказать, равняясь на миллиардные вложения, которые уже бухнули в призрачные перспективы развития массового электромобилизма правительства США, Германии, Франции, Японии, что потребная дотация из бюджета будет весьма увесистой.
И здесь не стоит ориентироваться на Китай, который намерен вроде бы вложить $20 млрд. в качестве госинвестиций в развитие выпуска электромобилей с целью к 2020 году выкидывать на рынок по 5 млн. штук в год. Во-первых, рынки, особенно зарубежные, вероятней всего негативно скорректируют объем этого вида китайского экспорта. Во-вторых, с помощью электрических авто руководство КНР, импортирующее нефть, попытается снизить потребление бензина, которое с каждым годом катастрофически растет.
На круглом столе говорили о том, представленный проект «системного участия электросетевого комплекса в развитии рынка электромобилей и зарядной инфраструктуры» повсеместно по всей стране приведет, в том числе, к процветанию нанотехнологической промышленности. Заметим, что «Роснано» в плане поглощения бюджетных денег уже стал притчей во языцех. Вот и электромобильный проект сетевиков как то больше вяжется с их узкокорпоративными коммерческими интересами, а для народонаселения – с большой новой электрической «панамой», для которой хотят отпилить приличный кусок бюджета.