Переделка внешности близка к шлифовке кирпичей. От этого занятия они не становятся бриллиантами, но выглядят привлекательней. На роль объекта для упражнений в наше время принято брать Toyota Land Cruiser 200, Nissan Patrol и даже не нуждающийся ни в каких переделках, добавлениях и доработках Range Rover Evoque. Зато дело это прибыльное и адресовано немолодым людям с грандиозными комплексами и огромными деньгами. Многие наши фирмы успели выйти на международный уровень и с услужливой готовностью и тематической угрюмостью лиц ставят русскими руками полностью иноземные комплекты. Выигрыш в том, что перед установкой все это прошло серьезную и осмысленную переделку заведомо грамотными специалистами. Результат… специфический. Зато в любом потоке народ массово шарахнется во все стороны, испуганно убираясь с дороги.
Вторгаться в конструкцию желающих больше, чем умеющих. Если тюнинг-комплект идет заодно с обвесом и из-за границы, то возможные неприятности минимизированы. А если это пытливые потуги отечественных экспериментаторов, да еще с уклоном в спорт, то обязательно что-нибудь отвалится. Заведомо рискованные идеи ведь сразу не увидишь, а снаружи привлекательно смотрится всякая машина… Но в этом году на выставке получился отменный исторический охват. Ведь спортивные машины разных раллийных и кольцевых классов – это тоже тюнинг. И в одном павильоне соседствовали наши современники с инсталлированными турбинами, нагнетателями, добавками в выпускную систему и мощными легкими радиаторов, а рядом машины прежних лет, например, Audi Coupe 1988 года, созданная на базе Audi 80… Те, кто побогаче, сразу шли в сторону привычных Toyota Land Cruiser и хотели себе такую же турбину, тормоза и глушитель, те, кто не столько платит, сколько гоняет, толпились здесь, возле машин с более-менее ясным предназначением…
Украшательство автомобилей ради хорошего настроения разошлось на два враждебных лагеря: аэрография и пленки. Суть общая, технологии разные. Пленочники одолевают. Их работа проще, полезней для машины и разнообразней по возможностям. Зато аэрографы шире по вариантам и индивидуальней по подходу. И совершенно неремонтопригодны…
Пока на Дальнем Востоке тюнингуют Скайнлайны, в Калининграде замахиваются на апгрейд раритетов, во глубине сибирских руд строят заново «Жигули». Игорю Глебову из Красноярска его Mondeo показался пресным и захотелось полета души, тела и фантазии. Но ведь все вокруг тюнингуют либо немцев, либо японцев и потому сразу можно со своим эксклюзивом оказаться «как все». Поэтому Игорь взялся за Lada Priora и сочинил автомобиль заново: двигатель Торгмаш 2.0 с нагнетателем Garret мощностью около 350 л.с., пластиковый кузов (железные только двери), полностью другой салон (алькантара) и облик с не угадываемым контуром донора…
Тюнинг старых “американцев? В России есть и это. Стенд одного из джиперских клубов (Козлов-Чемпион!) показал Америку в состоянии добротной реставрации с вкраплениями современных технологий: мало кому знакомый легковой пикап Chevrolet El Camino 1979, большой GMC Sierra (Chevrolet Silverado) 1977, навсегда забытый полноприводный легковой универсал AMC Eagle 1979, ловкий Corvette 1977… А неподалеку, на другом стенде, Plymouth Barracuda 1966. Про него слышали, но не видели. Он, наравне с другими американскими автомобилями, был картинкой на стене советского человека, мечтой ребенка, подсмотренной в папином журнале и украшал собой тоску о недосягаемой и вряд ли существующей Америке. Советский современник этих машин точно знал, что в живую не увидит их никогда.
Зато реальностью, повсеместной, но не всеобщей, был родной мотоцикл Jawa. Целый стенд с восстановленными и просто сохранившимися до наших дней чешскими мотоциклами, про которые многие посетители вздыхали: «Как у отца».
Как всякая узко тематическая выставка, «Московское тюнинг шоу» не для суетливых. Здесь нельзя спешить и надо задавать вопросы. Экспонаты слишком многое скрывают в себе и требуют пояснений. Зато в беседе раскрываются и они, и их авторы…