Понятно, конечно, что снизить аварийность в стране могли бы хорошие дороги, грамотная организация движения, жесткий контроль за соблюдением ПДД при неотвратимости наказания за любое, даже мельчайшее, правонарушение. Но деньги, отпущенные на возведение магистралей тотально разворовываются, а ГИБДД практически устранилась и от организации движения, и от контроля за водительской братией.
Но есть в проблеме повышения безопасности дорожного движения и не менее острая проблема — подготовка водителя. При этом специалисты справедливо полагают, что даже если в стране появятся самые современные методики обучения кандидатов в рулевые (с чем сейчас наблюдается явная напряженка), все-равно за пару-тройку месяцев человеку не привить адекватности поведения на дороге и культуры вождения. Обучать этому надо с младых ногтей, как говорится. А вот с этим у нас настоящая беда, сопоставимая с бедами дорожными.
Система юношеских автошкол фактически развалена и из последних сил держится только на энтузиастах. Ни государство в целом, ни Минтранс, ни Минобр, ни ГИБДД в частности, ими по сути не занимаются. Хотя если придать этому направлению необходимые ускорение и финансирование, подкрепленные политической поддержкой, из того, что еще сохранилось может довольно быстро вырасти серьезный институт, благодаря которому уже через считанные годы на дороги в массовом порядке станут выезжать практически профессионально подготовленные водители. И не менее грамотные пешеходы. Как должна быть построена система подготовки будущих автолюбителей, отлично видно на частном примере.
В подмосковном поселке Спас-Заулок уже более 50 лет работает школа-интернат, где живут и учатся (или только учатся) более 300 детей (сироты, ребята из малообеспеченных и вполне нормальных семей). Сегодня интернат объединен с обычной местной школой в общеобразовательный центр «Планета детства». Так вот при интернате уже 26-й год работает детско-юношеская автошкола (всего в 43 регионах страны функционирует около 150 таких школ). Работает настолько хорошо, что ее курсанты уже с десяти-двенадцати лет садятся за руль настоящих (с бензиновым мотором и автоматической коробкой передач!) автомобилей. И что с того, что на этих немецких авто установлен 1-цилиндровый движок мощностью в две «лошади» — зато пересев на настоящее авто (в старших классах подростки пересаживаются на вазовские «девятки»), юноши и девушки могут дать фору опытным, но хамоватым рулевым, которых полным-полно на наших дорогах.
В чем, кстати сказать, убедились корреспонденты «АвтоВзгляда», посмотрев, насколько виртуозно юные курсанты владеют автомобилем — мы присутствовали на удивительном мотор-шоу, которое состоялось в Спас-Заулке накануне Международного дня защиты детей.
Впрочем, дело не только в мастерстве вождения (хотя, безусловно, и в нем тоже). Ребятам с первых классов прививается культура вождения, углубленно изучаются ПДД. Уже на начальной стадии обучения (1-4 классы) им дважды в неделю читаются лекции и проводятся практические занятия по поведению на дорогах, правильной езде на велосипедах. На следующей ступени (4-8 классы), продолжая «натаскивать» по ПДД, обучают основам управления мини-автомобилем, умению ездить в разных скоростных режимах (чему, кстати говоря, сейчас практически не учат во «взрослых» автошколах). А старшеклассники к своим 16 годам не только знают правила безопасной езды на скутерах и мопедах, но и начинают получать профессиональную водительскую подготовку. И вашему корреспонденту весьма любопытно, почему подобная подготовка будущих водителей сегодня является именно исключением, а не правилом?
Ведь тоже ГУОБДД МВД РФ хотя на словах и утверждает, что «система детско-юношеских автошкол являются важной составляющей в системе непрерывного обучения детей навыкам безопасного поведения на дорогах и сегодня уже не вызывает сомнения, что воспитание грамотных, законопослушных участников дорожного движения должно начинаться с самого раннего возраста», но реальной активности в поддержке юношеских автошкол не проявляет…
Кстати сказать, и «Российский союз автостраховщиков», тратящий миллионы рублей на создание кинофильмов на тему БДД и другую пропагандистскую шумиху, этой реальной стороной подготовки безаварийных водителей отчего-то не интересуется. Про Минобр и Минтранс и вообще говорить не приходится… Пожалуй, только Валентина Матвиенко, спикер верхней палаты российского парламента хоть как-то помогает юношеским автошколам, обеспечивая некую политическую поддержку. Что, конечно, хорошо, но явно недостаточно. Особенно учитывая, что в подобных школах ежегодно обучается около 20 000 подростков, а «права» у нас каждый год получает около 2 млн. человек…