Полумиллиардный займ «Tesla Motors» взяла у министерства энергетики США в 2010 году для того, чтобы наладить сборку автомобилей и силовых установок для них в Калифорнии. Первоначально предполагалось, что производитель полностью рассчитается с правительством в декабре 2022 года, однако уже в марте 2013-го ее руководитель Элон Маск сказал, что достиг договоренности с ведомством и что возглавляемая им компания погасит долг до 2017 года. И вот, спустя два месяца после того заявления, менеджмент объявил о том, что «Tesla Motors» полностью рассчиталась с кредиторами. На 9 лет раньше срока. Таким образом, компания стала вторым производителем в США, полностью погасившим «кризисный долг» (первым был «Chrysler», которому, впрочем, для этого сначала пришлось прибегнуть к процедуре банкротства, а после продаться итальянскому концерну FIAT).
Стоит напомнить, что «Tesla Motors» – частная компания, основанная в 2003 году. До 2010 года она финансировалась из частных фондов, однако в разгар кризиса была вынуждена попросить помощи у федерального правительства. Однако, благодаря то ли удачному стечению обстоятельств, то ли гению Элона Маска, по итогам 2012 года она смогла показать прибыль (что для 10-летней автомобилестроительной компании почти на грани фантастики). Эксперты, впрочем, склонны рассматривать эти факторы в едином ключе.
Во-первых, дела у «Tesla», и правда, идут очень прилично. Спрос на продукцию примерно на 10% превышает те показатели, на которые рассчитывало руководство, делая прогнозы на 2013 год (количество машин, поставляемых клиентам, при этом возросло с 400 до 500 в неделю). Таким образом, производитель предполагает зафиксировать свои годовые продажи на отметке 20 тысяч автомобилей.
Во-вторых, неплохо дела идут и на фондовой бирже. Котировки акций растут, причем не столько благодаря позитивной динамике, сколько политике Элона Маска, в результате которой, возглавляемая им компания (созданная с нуля 10 лет назад) сегодня оценивается в 8,8 миллиарда долларов, опережая по стоимости и FIAT, и PSA.