Предыстория такова. ЗАЗ пришел на рынок России через фирму «Квингрупп». Специализация этой кампании – вздымание неликвида на пьедестал. Много лет тому назад именно она взялись за никому не нужный «UZ-Daewoo» и притащила в Россию неведомые Nexia и Matiz. Вовремя взявшись за продукцию ЗАЗа на излете украинского сотрудничества с GM (в результате окончания которого Daewoo Lanos, нам известный как Chevrolet Lanos, обреченно терял животворящий крест и оставался на рынке без имени), именно «Квингрупп» придумала машине название Chance и устроила профессиональный рестарт, заново запустив продажи. ЗАЗ сразу получил всю Россию и безбедную перспективу масштабного рынка. Головокружение от успехов грянуло внезапно и ЗАЗ решил дальше осваивать страну самостоятельно, отказав «Квингрупп» от дома. Продажи резко упали. А поскольку Россия была основным рынком сбыта, завод ЗАЗ сразу стал никому не нужен и приступил к печальному увяданию и за рубежом, и у себя дома. А иностранный капитал не дремал и коварно покорял Украину, обнаруживая в сердцах местных клиентов привязанность не только к салу, но и к хорошим автомобилям.
Три года борьбы привели к полнейшему разгрому. ЗАЗ проиграл. Некролог констатировал: «Импорт уничтожил национального автопроизводителя Украины». И тогда ЗАЗу пришлось задействовать административный ресурс. Стремительно сообразив на троих, то есть сформировав коалицию из трех автопроизводителей, в которую вошли ЗАЗ, «Богдан» и «Еврокар», консолидированный банкрот обратился к властям. Межведомственная комиссия по международной торговле мгновенно оценила коварство импортеров и рекомендовала кабинету министров ввести специальные пошлины на импортные автомобили (+13%). А сколько лет вы страдали под пятой империализма? Три года? Вот и введем эти спецпошлины тоже на три года. Око за око. И 13 апреля 2013 года пошлины грянули по Украине. Народ был в курсе коллизии и все что смог, выкупил заранее, опустошив склады и учинив рекорд продаж, подняв апрельские показатели на 33%.
А уже 20 мая, почуяв неладное, на авансцену вышел крупнейший политик современности и по совместительству сын президента, народный депутат Янукович-младший. Он громогласно опубликовал у себя на страничке в соцсети приглашение к иностранным концернам запросто заходить на Украину и вволю строить заводы. Украина это ведь по экономическому уровню и потенциалу рынка почти Китай и уж тем более Россия, так почему у китайцев и русских заводы под каждым кустом, а у украинцев их нет? Добро пожаловать GM, «Ford», «Toyota», «Honda», «Nissan», «Hyunda»i, VW и даже несуществующий «Daymler-Chrysler», распад которого до сих пор остается для политика тайной.
Обслуживание данной инициативы тут же породило пакет государственных предложений по льготному налогообложению иностранцев, выделило Херсонскую и Кировоградскую области под строительно-монтажные работы и сформулировало «Программу активизации экономики на 2013-2014 годы» в виде льготных кредитов под всенародную покупку «Запорожцев»…
А потом случилось внезапное. В славянской истории наших народов такого давно не было. «Всеукраинская ассоциация автоимпортеров и дилеров» (ВААИД) прекратила… ввоз импортных автомобилей. Это означает, что совершенно разные люди, объединенные общей бедой, неожиданно взяли, и договорились. Они сплотились и выступили вместе. Мы живем в стране, по определению Александра Солженицына «проигравшей весь ХХ век». Проигравшей потому, что оппозиция ни разу не смогла договориться, консолидироваться и действовать сплоченно. А вот украинские импортеры и дилеры смогли. Глава ВААИД Олег Назаренко пояснил, что они этим действием хотят «Простимулировать кабмин к отмене спецпошлин». Назаренко подчеркнул, что импортеры готовы действовать себе в ущерб, но машины они ввозить больше не будут и бюджет не получит ни копейки. Учитывая, что в украинской экономике автомобильный импорт был чрезвычайно весомой статьей дохода, урон будет ощутимым.
У нас в России влиятельных организаций автомобильного бизнеса две: РОАД («Российская ассоциация автомобильных дилеров») и АЕВ («Ассоциация европейского бизнеса в России»). Обе беспомощные и бесполезные для нас. Правительство России пошлины увеличивает регулярно и даже без обеспечения алиби, озаботившего украинских коллег. И всякий раз РОАД и АЕВ стойко «вырабатывают конструктивную позицию по данному вопросу», предательские соглашаясь с любым удорожанием автомобилей, прекрасно понимая, что за все заплатит клиент, интересы которого им безразличны.
Отважные украинцы из ВААИД бьются в первую очередь не за клиента, а за себя. Но снижение взлетевшей на 13% пошлины они обернут во благо потребителю.
Примечательно, что перепуганный сплоченными действиями ВААИД министр экономического развития и торговли Украины Игорь Прасолов утешил себя и начальство, что польза от пошлин обязательно будет, но чуть позже, осенью, когда иностранные производители включат Украину в свои производственные планы. Он верит, что иностранцы читают блог Януковича-младшего…