Разница между майскими результатами этого года и года предыдущего оказалась весьма существенной – минус 12%. Но это не все: май оказался еще и самым «динамичным» месяцем с начала года (в феврале падение составило 2%, в марте – 4%, в апреле – 8%), так что надежды на некоторую стабилизацию, похоже, рухнули окончательно.
Как заявил Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер: «К сожалению, тренд падения автомобильных продаж, отмечавшийся в России в течение последних трех месяцев, сохраняется и даже усиливается. Участники рынка обеспокоены данной ситуацией и предполагают низкий спрос до ожидаемого во второй половине года постепенного увеличения. Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть, в том числе и от того, какие шаги правительство готово предпринять для стимулирования экономического роста в целом и личного потребления, в частности».
Таким образом, можно констатировать, что автомобильный бизнес в нашей стране в очередной раз столкнулся с непреодолимыми трудностями, решить которые без посторонней помощи он не в состоянии. Тем не менее, стоит заметить, что разговор об участии властей и введении неких стимулирующих программ зашел слишком преждевременно, поскольку во второй половине года относительные показатели продаж должны быть не столь удручающими. Во-первых, не надо забывать и о том, что дилеры и компании, входящие в АЕБ, еще в начале осени стали завышать официальные цифры продаж, чтобы закончить год в устойчивом плюсе. В то же время, по оценке некоторых экспертов и самих импортеров, «в ноль» рынок вышел уже в сентябре (официально же рост прекратился в ноябре прошлого года). Так что двузначные цифры падения, скорее, стоит воспринимать, как коррекцию.
Второй фактор, способный стимулировать клиента – цены. Прошлый январь ознаменовался очередным повышением цен на большинство популярных моделей. Рост стоимости при этом совпал с реальными показателями инфляции, что логично с точки зрения ведения бизнеса, но не логично в плане проявления лояльности к своему клиенту, уровень доходов которого, по большому счету, остается на уровне 2010 года. За последнее время повысились и кредитные ставки, что также повлияло на спрос…
Иными словами, автобизнес еще в состоянии повлиять на ситуацию без чьей-либо помощи, для этого, правда, придется скорректировать размеры дилерской и импортерской маржи. Пока же АЕБ предпочитает корректировать свои годовые прогнозы: в 2013 году ожидаемый суммарный уровень продаж снижен до 2 800 000 штук, что на 150 000 единиц или на 5% меньше, чем годом ранее.