К счастью, происходит это пока по большей части на словах. Текущий градоуправ Собянин, например, на днях высказался по этому поводу в одном из своих многочисленных за последние несколько дней интервью. «Сейчас мы прорабатываем схему бесплатной стоянки для электромобилей как наиболее экологически чистого транспорта», — заявил он.
А его экологический подчиненный, глава Департамента природопользования Антон Кульбачевский сообщил, что городские власти готовы рассмотреть идею установки «Парконов» (устройств автоматической фиксации нарушений платной парковки) на электромобили. Последние должны заменить использующиеся ныне для этой цели Ford Focus и Hyundai Solaris. Это, мол, немедленно улучшит экологическую ситуацию в центре. Хотя на самом деле это может произойти только в случае полного запрета на въезд транспорта в центр города.
Напомним, что не так давно г-н Кульбачевский радостно сообщил прессе, что «в Москве в начале 2012 года было около 200 автомобилей, а сейчас их количество увеличилось в три-четыре раза и подбирается к тысяче личных электромобилей, которые стоят на учете». Так донес до журналистов свой электрический энтузиазм чиновник. Правда, семимильные шаги электрификации московского транспорта несколько тускнеют на фоне банального факта, озвученного самим же Кульбачевским: электромобили используются для экскурсий по паркам города, а также закупаются Департаментом культуры Москвы и «Почтой России». То есть госучреждениями, которым просто сказали сверху: надо брать! Вот они и приобретают электротранспорт, нужный им как зайцу стоп-сигнал. Впрочем, делается это фактически за счет налогоплательщиков, так что никто из «счастливых обладателей» электромобилей не жалуется: будет указание от начальства — хоть атомные ледоколы для экскурсий по прудам столицы приобретут, не за свои же кровные, в конце концов...
С организациями — владельцами «личных» электромобилей все понятно. Непонятен щенячий энтузиазм отдельных столичных чиновников по поводу востребованности частного электротранспорта в современном его виде в городе и его оправданности с точки зрения экологии и экономики.
Давайте забудем на секунду о неразвитости в столице инфраструктуры обслуживания и эксплуатации электромобилей. Одна только цена, по сути, единственного на отечественном рынке электромобиля Mitsubishi i-MiEV сейчас находится на уровне 1,8 млн. рублей! Есть еще китайский E-Car GD04B. Но как-то страшновато отдавать полмиллиона, а именно столько стоит это самобеглое чудо из Поднебесной, сделанное на базе самой обыкновенной электротележки для перевозки игроков в гольф!
С другой стороны, «батарейки» современных электромобилей позволяют эксплуатировать их где угодно, кроме как в нашем холодном климате и по нашим «пробкам». Конечно, ведь дураков в России на века вперед припасено, не правда ли?
Представьте себе, что вы, весь такой экономичный и экологичный, вечером «толкаетесь» на своем замечательном электромобильчике в вялотекущем заторе. Или тупо стоите в глухой «пробке» из-за аварии, или потому, что кто-то очень занятой с полицейским кортежем едет на работу. И все это при 10-градусном морозе. Или 20-градусном.
Без печки и света вы не обойдетесь. Зарядиться в «пробке» негде. В общем, «приедете» вы гораздо раньше, нежели доберетесь до цели поездки. Ведь даже повернутые на экологии немцы уже давно выяснили, что электромобиль может обеспечить лишь 5% КПД от сжигаемого на электростанциях углеводорода, остальные 95% теряются на передаче энергии. А старый добрый двигатель внутреннего сгорания дает порядка 25% КПД! То есть можно сказать, что каждый электромобиль в среднем в пять раз более вреден для экологии, нежели аналогичное по мощности авто! Хотя, конечно, можно подходить к экологии и экономичности исключительно с эгоистической точки зрения: плевать, что где-то далеко сожгут лишние десятки тысяч тонн газа или угля, главное — не у меня под окнами. Только спрятать таким образом голову в песок все равно не получится, земной шарик на самом деле гораздо меньше, чем кажется таким «экологам»...
Уже во всем мире люди, переболев эйфорией от экологичности электромобилей, осознали, что этот транспорт при сегодняшнем уровне технического развития может занимать исключительно узкую нишу на рынке перевозок. И ратовать за его массовое внедрение означает бесполезную трату сил и ресурсов общества. Вот только на московских чиновников осознание этой простой мысли почему-то до сих пор все никак не снизойдет.