В своем последнем проекте постановления, ставшим известным широкой публике, ВС обратился к проблеме отказов страховых компаний в выплате компенсации по КАСКО за поврежденный в ДТП автомобиль в случае, если за рулем был человек, не вписанный в страховой полис.
Цитируем: «Принимая во внимание, что такого основания для освобождения от выплаты страхового возмещения, как отсутствие в страховом полисе указания на лицо, допущенное к управлению автомобилем, которое управляло им в момент ДТП, ни нормами ГК РФ, ни иным законом не предусмотрено, включение данного условия в договор страхования противоречит нормам ГК РФ, в связи с чем учитываться не должно». Другими словами, по полису КАСКО страховая компания должна платить в любом случае, кто бы ни сидел за рулем.
Как известно, постановления Верховного суда являются, по сути, методичкой для всех российских судей. Поэтому признаки внимания ВС к теме автострахования жизненно важны для многих тысяч отечественных автовладельцев.
В том же проекте постановления Верховный суд указывает, что факт угона авто по причине невнимательности владельца (оставил в салоне ключи и документы) не освобождает страховую компанию от обязанности выплатить компенсацию за пропавшую машину ее владельцу. При этом ВС ссылается на статьи 961, 963, а также 964 Гражданского кодекса РФ.
Кроме того, Верховный суд счел, что «утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, в связи с чем в ее возмещении страхователю не может быть отказано». Следовательно, страховщики обязаны компенсировать и этот вид ущерба при наступлении страхового случая по КАСКО.
Напомним, что в начале года ВС признал не соответствующими закону пункты в договорах страхования, которые увязывают размер выплат ущерба после ДТП со степенью износа частей, узлов и агрегатов транспортных средств. По мнению этой судебной инстанции, в рамках КАСКО страховщик обязан оплатить своему клиенту компенсацию за поврежденную деталь как за новую. Это совершенно логично: в магазинах запчастей никогда не продавали и не будут продавать, например, кузовные детали, «изношенные на столько-то процентов»! Только новые...
Непонятно только, почему ВС не распространил свой комментарий околострахового законодательства еще и на ОСАГО. Ведь главная претензия каждого автовладельца к этой построенной страховщиками жульнической системе — смехотворный размер выплат при страховом случае. И занижение причитающихся автомобилистам сумм происходит во многом благодаря волшебной палочке по имени «с учетом износа». И благодаря именно этому маневру благая по своей природе идея ОСАГО превратилась в инструмент принудительного выкачивания гигантских сумм из карманов автовладельцев.