7691

Столичные мотор-шоу вчера, сегодня и завтра

На ММАС-2014 приедут не все?
Первый в истории нашей страны международный автосалон случился в 1992 году на ВДНХ. Он занял один павильон и немного прилегающего асфальта. И был поразителен: скромность масштаба и территории не помешали провести настоящее мероприятие высочайшего уровня…
Поделиться
Изображение Столичные мотор-шоу вчера, сегодня и завтра

Во всяком случае, так это событие выглядело с нашей точки зрения. После советских очередей на «Жигули» и первых ростков секонд-хенда в бывших булочных и магазинах «Ткани», MIMS выглядел грандиозно. И иностранцы отнеслись к нему честно. «Citroёn» привез полноценный концепт Activa, а блистательная норвежка Гро Хог своим примером показала, что такое PR. Отменно выступил «Ford», сверкал «Mercedes». Но официальных представительств мировых брендов в России тогда почти не было и весомую часть экспозиции организовали частники и дилеры, в том числе и зарубежные, пробовавшие нашу страну на зуб. Например, «Porsche» привез нехарактерно расторопный финн. И пока мы радовались автомобильному карнавалу, иностранцы сдержанно изумлялись – где тут автосалон? Кстати, в тот год автосалонов случилось три. Кроме MIMS прошли «Автосалон-92» в Сокольниках, «Автоиндустрия» в «Экспоцентре».

Выставочная идея оказалась перспективной и получила продолжение. Московский международный автосалон стал регулярным и в него тут же вцепились зубы бандитов и сопоставимых с ними бизнесменов. И, не успев расцвести, автосалон начал увядать, меняя площадки, регулярность и качество (не достигшее сколько-нибудь высокого уровня) при неизменном росте аренды. В итоге враждующие стороны жадно порвали красивую идею пополам и в какой-то момент выставок получилось две. Одна сохранила латинское название MIMS, а вторая получила русское название ММАС. Последний непрофессиональный автосалон с издержками, накладками и неудобствами, организованный «ITE Group PLC» и бессмысленным и неумелым «АСМ-Холдингом», прошел в Экспоцентре на Красной Пресне в 2003 году. Аренда одного метра экспозиционной площади составила рекордные $325.

Конец страданиям измельчавшего MIMS положил новейший выставочный комплекс «Крокус Экспо». С его появлением завершился окончательный раздел идей, названий и площадок. MIMS, превратившись в выставку запчастей, остался жить на Красной Пресне, а ММАС в ранге автосалона международного уровня поселился в «Крокусе». С вводом в строй этого комплекса Москва вздохнула с облегчением. Неудобство перед иностранцами, переходящее в национальный позор, закончилось. Теперь и столица России получила выставочный центр достойного уровня и сопоставимого размера.

ММАС-2006 сразу поразил участников непривычно низкой арендной ставкой в $165 за 1м². И весьма лояльными сроками на монтаж экспозиции – 7 дней. И еще 3 дня на демонтаж. В 2008 году ставка составила €150 за 1м², а в 2010 из-за кризиса администрация снизила ее до невероятных €75 за 1м². В 2012 рынок стабилизировался и прежний ценник в €150 вернулся, но с увеличенным сроком монтажа экспозиции до 9 дней и демонтажа до 4 дней (аренда 1м² автосалона в Париже в 2012 году — €165 без НДС, во Франкфурте в нынешнем году составит €157 без НДС).

Предстоящий ММАС-2014 обещает поднять стоимость аренды 1м² до €185. Как ни странно, но от этой ставки в обморок упали только два производителя – один иностранный, и один наш. Потекла информация о решительном намерении бойкотировать выставку… Примечательно, что на цену обиделись фирмы, прославившиеся своим неуважением к клиенту и жадным умением выгрызть лишний рубль на пустом месте. Французы, например, хамски требуют доплату за автовоз, на котором они доставят машину с завода. И даже если речь идет о Москве, клиенту все равно выкручивают руки за доставку автомобиля на соседнюю улицу. Понятно, что оба завода привыкли играть в одни ворота. Цены на свой товар они поднимают каждый год, а иногда и чаще. А теперь оказались в непривычной ситуации. Цену подняли им. И если бы рынок был на подъеме, можно было бы привычно выбить покрытие издержек из покупателя своего товара… А тут даже содрать не с кого…

ММАС от их отсутствия не потеряет ничего. Хотя неучастие этих фирм на главном автомобильном событии года будет выглядеть слишком показательно. Станет ясно, что ни сил, ни денег, ни отваги появляться людям на глаза у них не осталось…

А пока двое испугавшихся в порыве собственной жадности ищут пути отступления, «Крокус Экспо» предлагает остальным участникам заключить договоры на предстоящую выставку уже в этом году. Чтобы не пороть горячку в последний момент, к которой русские офисы приучили своих иностранцев. Обычно до конца так и не ясно, кто и где будет выставляться, какими силами и в каком количестве. Но, следуя курсу на европейский подход, «Крокус Экспо» предложил всем желающим определиться заранее и начать обсуждение площадей и спектра услуг уже сейчас. А деньги – потом, поскольку всем ясно, что в бюджетах этого года траты на будущую выставку не предусмотрены. Примечательно, что к столь заблаговременной определенности администрацию комплекса подтолкнули безалаберные иностранцы из Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕВ). С прошлого раза АЕВ почему-то решила заработать на своих и влезла посредником, обязав всех участников автосалона заключать договоры не напрямую с выставочным центром, а непременно через них. За €10 000. Те, кто согласился, потеряли на пугающем оказании услуг два лишних месяца. Поскольку часть иностранных фирм и в этот раз покорно отдастся АЕВ, «Крокус» вынужден распахивать объятия на полгода раньше обычного.

ММАС 2014 состоится. Возможно, без пары привычных участников. В этом случае, проигравших будет всего двое.