А ведь еще три дня назад власть вводила войска и обещала расстрелы, люди брали штурмом правительственные здания и офисы госучреждений, но 20 июня власть сдалась и объявила о безоговорочной капитуляции.
По какому поводу воевали бразильцы? Чего хотели? С чего все началось? 2 июня в стране повысили цену на автобусные билеты и попутно огласили бюджет на проведение Кубка по футболу ФИФА. Народ сопоставил траты на образование и медицину со спортивными играми, прикинул по чем ему станет общественный транспорт и тут же взорвался. Сначала ограничившись негодованием и акциями невероятно массового протеста во всех крупных городах страны, а затем перешел к активной стадии и квалифицированно вломил полиции, а заодно и сунувшейся в разборку армии.
Примечательно, что на местах столичную затею с автобусными билетами поддержали не все. Мэры семи городов (Порту Алегри, Ресифи, Жоао Пессоа, Манаус, Куйаба, Виктория и Сан-Паулу) своей волей распорядились цену не повышать и возить народ по-прежнему. При чем в одних городах народ воевал не сильно, но мэры все равно решили, что они побудут солидарны с людьми, а вот в Сан-Паулу повоевали отменно. Против возмущенных горожан применили бронетранспортеры, вертолеты, кавалерию и спецназ. Параллельно с этим в столице с одноименным названием Бразилиа люди взяли здание Национального Конгресса, а в Рио-де-Жанейро с полицией схлестнулась 100-тысячная демонстрация. Чтобы войскам и полиции было понятно, против кого они воюют, люди прихватили с собой плакаты с пояснениями, что бразильцы протестуют не из-за денег, а из-за нарушения их прав и что они недовольны низким уровнем здравоохранения и образования, высокими ценами на товары первой необходимости и коррупцией. То есть список их претензий оказался общечеловеческим и полностью совпал с нашим. А вот действия и результат не совпадают.
За неделю активной фазы негодования война охватила всю Бразилию. Приехавших сгоряча туристов в аэропорту встречал плакат: «Извините, страна закрыта на революцию».
К четвергу Правительство встало перед дилеммой: либо сдаться, либо ввести чрезвычайное положение, применить армию и по-настоящему ввязаться в гражданскую войну за удорожание проезда в общественном транспорте (на 20 центаво, т.е. на 3 рубля) и Кубок Конфедераций по футболу. Учитывая, что страна еще не забыла военные перевороты (последний привел к власти диктатора Умберту Кастепу Бранку, просидевшего на троне до 1985 года), а бесчинства в Сан-Паулу 2006 года до сих пор на слуху и отчасти на виду, (участники тех событий и поныне активны и в отличной форме), Правительство предпочло сдаться. Через неделю с начала боев оно объявило, что билеты на автобус не подорожают, а социальная политика будет пересмотрена.
Молодцы бразильцы! Особенно потому, что они так и не угомонились. В будущем году у них опять футбол, а затем и Олимпиада и на них приготовлен госбюджет, в то время, как медицина и образование традиционно хромают. Правительство не знает что делать, зато народ знает. Он продолжает воевать. Теперь уже не против автобусных билетов, а против социальной несправедливости.