И какое из этих событий важнее, большой вопрос. С одной стороны, модернизация завода в Ижевске свидетельствует о расширении сотрудничества между альянсом «Renault-Nissan» и отечественным автогигантом, косвенно свидетельствующим о том, что это предприятие будет самым тесным образом связано с запуском бренда «Datsun», а возможно, и с организацией производства нового поколения Renault Logan. Первое, впрочем, более вероятно, так как партнеры уже не скрывают, что машины «Datsun» будут использовать платформу LADA Kalina.
И все же грядущая модернизация ИжАвто, что называется, читалась, особенно в контексте не раз озвученных планов как самого АвтоВАЗа, так и «Renault-Nissan», — нынешняя мощность завода в 70 тысяч машин в год в них не вписывалась категорически. Вот 300 тысяч машин в год — результат вполне приемлемый, тем более если модернизация производства будет проведена по тому сценарию, который озвучил в своем заявлении президент АвтоВАЗа Игорь Комаров (по словам менеджера, руководить проектом будет «Nissan», специалисты которого за два последующих года увеличат мощность предприятия более чем в три раза).
К слову, это на руку не только иностранцам, но и российской стороне, так как снижение доли на рынке (по итогам 2012 года на долю бренда LADA пришлось 18% рынка) в конце концов неминуемо привело бы к снижению объемов производства. А чем заканчиваются такие потрясения в условиях падающего спроса, мы сегодня видим на примере Европы, где 58% заводов работают с загрузкой меньше 75%, проще говоря, ниже порога рентабельности.
И все же появление на командном мостике Карлоса Гона — событие даже более весомое. Если вторая волна модернизации АвтоВАЗа состоится в любом случае, приход одиозного управленца на столь значимый пост определенно повлияет на будущее этого проекта.
Достаточно сказать, что Карлос Гон является не только весьма эффективным, но и достаточно жестким менеджером, который привык резать по живому, не оглядываясь ни на кого. Поднимая в свое время глубоко убыточный «Nissan», он закрывал заводы и увольнял толпы служащих, в Японии дело даже до самоубийств доходило, так как японцы считают позором, когда кто-то работает вместо них, не меньшим позором считается и частая смена работы (чаще всего среднестатистический японец трудится на одного работодателя до пенсии). У нас, конечно, убиваться по поводу возможных сокращений будут куда меньше, но, с другой стороны, что Ижевск, что Тольятти — города не самые крупные, а для последнего АвтоВАЗ и вовсе является градообразующим предприятием. Иными словами, местным менеджерам так или иначе придется увеличивать эффективность управления и, как следствие, качество производства, причем не традиционными для нашей страны виртуальными способами, а на деле демонстрировать все свои способности.
Смягчающим фактором в данном случае можно рассматривать лишь то, что Гон возьмется за АвтоВАЗ без отрыва от основного места работы, а пост главы альянса «Renault-Nissan» в нынешней ситуации потребует от него не менее решительных действий. Уже объявлено, что рулить процессом он будет посменно в паре с нынешним председателем совета директоров, гендиректором госкорпорации «Ростех» Сергеем Чемезовым. Впрочем, первое слово, очевидно, останется за Гоном...