В свете усугубляющегося спада на большинстве европейских площадок аналитики пытаются выяснить, кто же все-таки виноват в этом кризисе и каким образом отрасль сможет минимизировать потери. Американцы из «Alix Partners» не так давно подсчитали, что спрос начнет снова расти лишь ближе к 2020 году, мало того, своего дна европейский авторынок достигнет лишь к концу 2014-го, когда уровень потребления снизится до самых низких показателей за последние 25 лет. Однако сами европейцы склонны к менее пессимистичным прогнозам. Той же точки зрения придерживаются и в «IHS Automotive». Аналитики этой компании считают, что при определенных условиях заводы в Старом Свете выйдут на безубыточный уровень уже к 2016–2017 годам, но для этого руководителям компаний придется принимать меры для того, чтобы загрузить простаивающие мощности.
В частности, речь идет о перераспределении сборки автомобилей в пользу простаивающих заводов. Таким образом, к примеру, решили поступить в «Nissan» и «Audi». Первые перенесли в Европу сборку субкомпактного хетчбэка Micra, который до этого момента производился только в Индии, а также электромобиля LEAF. То же касается и моделей бренда «Infiniti». Вторые же начали сборку кроссовера Q3 на испанском заводе SEAT в Мартореле.
По данным IHS, более половины из 160 европейских автозаводов сейчас работают с загрузкой ниже 70%. При том что 85 предприятий, фигурирующих в этом списке, еще год назад функционировали, что называется, на флажке — с 74-процентной загрузкой, хотя в большинстве случаев предприятие перестает быть безубыточным, работая на 75–80% от проектной мощности. Иными словами, ситуация стала еще хуже, однако никаких решительных действий, способных выправить положение, производители так и не предприняли.
По словам главы блока автомобильной промышленности Европейской комиссии Жана Филиппа, проблема оказалась куда серьезнее, чем предполагалось ранее. Если все начиналось с четырех предприятий в Италии и Франции (два завода, принадлежащих FIAT, и два — PSA), то сегодня «пожар» охватил практически всю остальную Европу.
Одним из выходов из ситуации, к слову, он предложил перевод недозагруженных предприятий на трехнедельный цикл (три недели завод работает, одну отдыхает), используя время простоя для модернизации. Что касается причин, то главной Жан Филипп назвал отсутствие консенсуса между властями и автопроизводителями. Причем в основном это касается тех компаний, которые работают на территории своих стран. В частности, если FIAT и PSA в вопросе закрытия заводов были вынуждены оглядываться на свои правительства, то «Ford», «Opel» и «Volvo» подобные решения дались более безболезненно.
Несмотря на всю серьезность ситуации, стоит заметить, что далеко не все предприятия в Европе дышат на ладан. По данным IHS, предприятия «Hyundai» в Чехии и KIA в Словакии работают на полную мощность, так что Западная Европа в этом вопросе явно уступает Восточной, притом расположенные тут предприятия (в их число входят и турецкие заводы) без проблем функционируют на протяжении 10 лет, что, очевидно, связано не только с ростом местных рынков, но и с более жестким подходом к управлению. И этот опыт, судя по всему, придется перенимать управленцам, работающим на заводах в Западной Европе, а местным профсоюзам — мириться с ужесточениями, в противном случае производителям будет проще перенести производство в менее проблемные регионы.