По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, по сравнению с первым полугодием 2012-го российские клиенты в нынешнем сезоне уже не добрали больше 100 тысяч автомобилей. И это притом, что первые два месяца текущего года можно считать достаточно успешными. Как выразился председатель Комитета Йорг Шрайбер: «это не то, на что надеялись участники рынка после сбалансированного первого квартала».
Впрочем,по мнению того же Шрайбера, ситуация еще может улучшиться, так как власти страны уже объявили о запуске программы субсидирования ставки розничного кредитования. Но даже если программа не будет запущена вовремя или если она не сможет заинтересовать клиента, очевидно, что в процентном соотношении падение на рынке во втором полугодии заметно замедлится. Правда, связано это будет не столько со стабилизацией, сколько с теми результатами, которые были продемонстрированы производителями в прошлом году. Напомним, что начиная с сентября рост продаж заметно снизился и до конца 2012-го рынок, по большому счету, двигался по инерции, благодаря тому импульсу, что он получил в начале года.
Кроме того, исходя из итогов продаж, приведенных в отчете АЕБ, можно отследить еще одну немаловажную тенденцию – активное «проседание» бюджетных сегментов при продолжающемся росте продаж в премиальных. По большому счету, те, кто боролся за абсолютное лидерство в 2012 году сегодня чувствуют себя не лучшим образом.
Из первой десятки, к примеру, только три производителя не ушли в минус. Это «Renault», KIA и «Hyundai». Однако, если первые два производителя прибавили 9 и 4 процента соответственно, последний идет в точном соответствии с прошлогодним графиком, а это говорит о том, что сорваться корейцы могут в любой момент.
В ноль вышел и «Opel», который закрепился на 11 месте, но тут стоит учитывать, что в начале года немецкому производителю отличную кассу сделал компактный кроссовер Mokka, и марка, судя по всему, держится на старом багаже.
Определенной коррекции во втором полугодии подвергнутся и результаты «Mitsubishi» (плюс 17%), так как во втором квартале прошлого года японцы слегка просели в ожидании нового поколения Outlander. Иными словами, положительный результат в данном случае достигнут в основном за счет клиентского недобора в прошлом году. Примерно по тому же сценарию, судя по всему, будут развиваться события у «SsangYong», «Honda» и «Subaru» (плюс 7, 27% и 22% соответственно), которые, по сути, возвращаются на «свои» позиции...
Премиальные марки при этом чувствуют себя просто отлично: реализация у «Mercedes» выросла на 20%, у BMW – на 16%, у «Audi» – на 10%, на 11% подрос и «Lexus». Таким образом, формально российский рынок стагнирует по тому же сценарию, что и основные европейские площадки. Но если там это связано с ростом безработицы и финансовые катаклизмы в еврозоне, в нашем случае, огромную роль играет ценовая политика производителей машин, а также увеличение кредитных ставок, что в первую очередь сказывается на спросе в наиболее дешевых сегментах.
Перезапуск программы льготного кредитования, разумеется, повлияет на ситуацию, однако, не менее очевидно и то, что в данной ситуации она должна быть более гибкой. В первую очередь это касается потолка. Его подняли на 100 тысяч рублей, но если, предположим, он был бы увеличен до 1-1,2 миллиона, то эффект от импульса, который она могла придать авторынку увеличился бы, как минимум, на порядок.
Разумеется, этот вариант во многом идеализирован, но с другой стороны, в руках властей и производителей полно инструментов (регулирование в банковском секторе, а также специальные лизинговые и партнерские схемы), способных так или иначе разработать некий гибрид, который бы основывался на нынешнем варианте программы, но давал возможность простимулировать спрос и в более дорогих сегментах рынка.