Последняя, кстати, произвела в период с 1906 по 1939 годы более 13 000 средств передвижения, работающих на электрической тяге. Стоит заметить, что в ХХ веке такой объем не был под силу никому. Впрочем, в России тоже были свои электромобили. Так, еще в 1899 году инженер Ипполит Романов создал и показал общественности в Санкт-Петербурге первый русский электрокар. Машина, получившая в народе название «кукушка», походила на небольшую конную повозку, которая вмещала в себя двух пассажиров.
В общем-то, все первые электрические авто по внешнему виду напоминали конный экипаж, так как, по сути, у них отсутствовал капот и багажник. Аккумуляторы же размещались в большинстве случаев над осями колес, прикрытые небольшими крышками. Сегодня сохранилось считанное количество подобных раритетов. Однако, некоторые из них не только имеют первозданный вид, но и по-прежнему способны ездить. К примеру, на прошлой неделе в Москве отечественные специалисты из ателье при Камышинском машиностроительном заводе продемонстрировали восстановленный электромобиль Waverly Electric Limousine 4-passenger 1913 года выпуска.
Его история берет начало в далеком 1898 году в Индианаполисе, когда разработчики Waverly, ранее конструировавшие лишь велосипеды, объединились в единую компанию с другим велопроизводителем «Pope Manufacturing» и решили создать совместный электрический автомобиль. Через несколько лет «Pope-Waverly» явила миру сразу пять «новоиспеченных» моделей. На них устанавливались 2-сильные электромоторы, которые приводили задние колеса посредством цепи и поперечной карданной передачи. Конструкция совмещала в себе 30 аккумуляторов, суммарный вес которых приравнивался к 370 кг, что составляло более 40% от общей массы машины.
К 1910 году «Pope Manufacturing» покинула союз и компания переименовалась в «Waverly Electric», продолжившая в последствии выпуск электромобилей. Так, в 1913 году появился на свет уникальный в своем роде 4-х местный лимузин (в основном, повторимся, транспортные средства того времени были рассчитаны на 1-2 пассажиров), получивший одноименное название. Запас хода, которым располагал электрокар, составлял почти 50 километров.
Любопытно, что водительское место в салоне расположено на заднем диване слева, а перед ним расположились два кресла для передних пассажиров. В конструкции отсутствует руль, а поворачивает махина с помощью специального большого рычага. Также здесь не предусмотрена и педаль газа, так как скорость регулировалась ступенчато, с помощью откидного миниатюрного рычажка. Зато тут имеются сразу две педали тормоза, одна из которых обеспечивает стояночный тормоз путем фиксации небольшим крючком. И, наконец, еще одним подлокотным рычагом регулировалось направление движения авто. Примечательно, что звуковой сигнал, а именно электрический трамвайный звонок, включался нажатием (!) левой пяткой шофера кнопочки в полу. Такой «эксклюзив» в 1913 году был доступен привилегированным клиентам за 2900 американских долларов — огромные по тем временам деньги. Впрочем, и современные электрокары в основном доступны только состоятельным господам.