Такое развитие событий, надо признать, прогнозировалось, так как, по сути, утилизационный сбор имел все признаки новой заградительной пошлины. В частности, речь идет даже не о базовой ставке, которая, напомним, равна 20 тысячам рублей, а о повышающем коэффициенте, зависящем от габаритов автомобиля. Дело в том, что такого коэффициента не должно быть в принципе, поскольку стоимость утилизации, скажем, Daewoo Matiz и Mercedes-Benz S-класса практически одинакова. Единственный случае, когда его введение оправдано – утилизация крупного коммерческого транспорта, но подобной техники, напомним, он в нашем случае не касается.
В ЕС, разумеется, подобное наплевательское отношение к законам терпеть не стали и обратились за соответствующими разъяснениями к властям России. Как выразился комиссар Союза по торговле Карел Де Гюхт в интервью агентству «Reuters», Европейская комиссия в течение года вела переговоры с российской стороной, пытаясь найти приемлемое решение, но ничего путного из этого не вышло, хотя с самого начала было очевидно, что утилизационный сбор противоречит большинству базовых правил ВТО, запрещающих дискриминацию в сфере импорта. В итоге, нашим властям, по сути, был поставлен ультиматум – отменить сбор до 1 июля.
Стоит также отметить, что основные претензии представителей ЕС касались даже не самого сбора, а того, что компании, успевшие обзавестись местными сборочными производствами, по сути, освобождены от его уплаты в обмен на гарантии последующей утилизации автомобилей, что опять же является серьезным конкурентным преимуществом по сравнению с компаниями-импортерами. Притом, преимущество это довольно серьезное. По данным ЕС, сбор ежегодно приносит казне порядка 10 миллиардов евро, хотя российская сторона утверждает, что доход от утилизации составляет не больше 1,3 миллиарда.
Но в любом случае, для потрепанных кризисом европейских производителей даже полтора миллиарда – серьезная разница, тем более, что Россия по-прежнему рассматривается, как потенциально крупнейший автомобильный рынок Европы.
Напомним, что снижение таможенных пошлин, в том числе и в автомобильной отрасли являлось камнем преткновения на протяжении всей 18-летней истории переговоров о вступлении России в ВТО. В конечном счете Москва согласилась на уступки, однако, спустя всего полгода после вступления в организацию, ввела утилизационный сбор, который, по сути, стал новым налогом на импорт, с которым сегодня и борются в ЕС.
Подобные суды в ВТО длятся годами, однако результатом этого противостояния может стать очередное, причем, довольно существенное повышение цен на большинство бюджетных автомобилей, которые, как известно в большинстве своем производятся внутри страны: в феврале стало известно, что Минпромторг планирует упразднить механизм предоставления гарантий по утилизации, таким образом власти собираются обязать всех производителей уплачивать этот сбор, независимо от того, где производится автомобиль.