4310

MAN несет грандиозные убытки

Почему немецкий MAN вот уж год не может запустить суперсовременный завод в России, размышляет автоэксперт Сергей АСЛАНЯН
Немецкий производитель грузовиков MAN, с опозданием оглядевшись по сторонам, решил, что Россия открыта, Путин привлекателен, экономические перспективы блистательны и вляпался в нашу страну без предварительной разведки, как это и было в 1941 году…
Поделиться
Изображение MAN несет грандиозные убытки

За 25 миллионов евро немцы построили завод под Санкт-Петербургом. Им показалось, что раз вокруг оборону держат японцы с американцами, то и они уж как-нибудь освоятся. Завод они смастерили быстро и по всем правилам.  Все сделали по уму, отладили производство, проверили еще разок и приготовились выпускать для России новые грузовики, назначив старт на январь прошлого года. Потом старт перенесли на второе полугодие, затем решили, что засучат рукава в июне 2013. Полностью готовый завод простаивает уже год и не создает ничего, кроме убытков.

Но, как известно, что русскому здорово, то немцу смерть. Мы это установили экспериментальным путем, предложив немцу без предупреждения спирт. Итог удивил, но и дал основания для гордости собой и пожизненной иронии в адрес Германии. Поэтому мы на несколько веков вперед уверены, что немцы по нашему поводу ошибутся еще не раз и любая их затея обречена, поскольку даже Бисмарк предупреждал своих, что мы своей непредсказуемой глупостью спутаем любые карты. В итоге немцы регулярно пытаются прийти к нам в состоянии полного порядка и собственных представлений о деловой этике, а мы встречаем их ухмылкой спиртовой неуязвимости и непредсказуемой даже для самих себя глупостью.

Бесспорно, что-то немцам в России удается. В финал они все же выходят и часть собственных затей на наше благо успешно реализуют. Но на пути постижения России получают пробоины, не всегда совместимые с жизнью. BMW в Калининград, почти свой Кёнигсберг, сунулся с минимальной отвагой, заранее подозревая русскую нестабильность и всегда неустойчивые правила игры. Постигая страну, немцы спросили у друга германского народа Михаила Горбачева, на кого в нашей стране можно делать ставку? На КГБ? Горбачев ответил, что единственный надежный и долгоиграющий партнер – РПЦ. Поэтому русское православие надолго стало деловым партером немецкого BMW, о чем куратор проекта Гундяев вспоминать не любит. А VW до финиша дошел с такими издержками, что хоть завод под Калугой и построил, но до сих пор бледнеет собирательным лицом топ-менеджмента, помалкивая о стоимости приобретенного опыта.

Мрачные немцы из MAN не отвечают на вопрос «Почему?». Но по их лицам все заметней, что они близки к разгадке поголовного русского запоя и уже догадались об истинном смысле высказывания про немецкую смерть от русского здóрово. Но на официальном языке постижение истины выглядит иначе и называется отсутствием лицензии. MAN до сих пор не в состоянии получить от чиновников нужную бумажку! Сквозь зубы немцы сообщают, что у русских смена губернаторов почему-то означает смену правил игры.

В своей прессе немцы пишут, что теперь они понимают, с какой стати Россия занимает 112 место в индексе делового климата «Doing Business», составляемом Всемирным банком. Издание «Die Welt"» дает понять, что причиной, по которой готовый немецкий завод не нужен русской экономике и простаивает целый год, остается коррупция. Сами представители завода об этом уклончиво сообщают, что MAN настаивает на применении прозрачных процедур. Но поскольку в немецком языке нет слова «откат», в бухгалтерской отчетности отсутствует позиция «взятка», и нет в бизнес-плане строки «отмывание», со своим никому не нужным заводом они просидят в России еще долго, пока не догадаются, как правильно переводить на немецкий язык основополагающие термины русского бизнеса…