На днях одна моя знакомая, покоряющая московские пространства на сильно подержанном бюджетном авто с иногородними номерами, имела неосторожность согласиться на криминальное предложение. Злодеи, сняв с ее машины передний номер, потребовали за возврат жестянки «всего» 1500 рублей (та же услуга обойдется водителю КамАЗа в 20 000–50 000). Денежки дама заплатила, а вот номер так и не получила. При этом долго вела SMS-переписку с похитителями: сперва узнавала условия сделки, потом жаловалась, что указанный ими счет не работает (так они дали другой), затем выражала недоумение невыполнением обязательств. То есть воры совершенно ничего не боялись!
Пострадавших, оказывается, нет!
И правильно делали. Потому как, подавая заявление о краже, пострадавшая в приватной беседе с полицейскими узнала, что они даже не собираются злодеев искать. Мол, есть некое распоряжение подобных «висяков» на себя не брать. Мотивация простая — номерной знак принадлежит государству, его производство оплачено автовладельцем, значит, ущерба ни бюджету, ни физическому лицу не нанесено. Так чего дело заводить, впустую ценное время сыщиков тратить? Поэтому чин, принимавший заявление, на вопрос, а писать ли в бумаге телефонный номер супостатов, ответил категоричным «нет!».
И бандформирования, занятые этим промыслом, прекрасно, видимо, осведомлены о положении дел и уверены в своей безопасности. А потому «бизнес» на воровстве номеров растет и ширится. В минувшие выходные у моего коллеги средь бела дня умыкнули номера в центре подмосковного Серпухова. И он даже видел спину резко стартовавшего от его авто негодяя. Того, видимо, успели предупредить подельники (телефон? рация?), что хозяин возвращается. То есть мошенники слегка опасаются только одного — быть пойманными с поличным. Хотя даже в этом случае им грозит немного — пустячный штраф за мелкое хулиганство. По нашим данным, всплеск «номерных краж» зафиксирован в Нижнем Новгороде, Питере, в других городах.
Зона риска
При этом наблюдается явная закономерность: преступный элемент охотится чаще всего либо за иногородними номерными знаками (причем чаще предпочтение отдается коммерческому транспорту), либо за «красивыми» (за последние можно взять больше — до 50 000 «деревянных»), хотя, конечно, под раздачу попадают и другие категории автовладельцев, но реже. То есть и в выборе цели прослеживается тонкое знание бандюками нюансов российского законодательства.
Ведь как — если строго по закону — должен поступать в подобных случаях обкраденный автовладелец? Писать «заяву» в полицию и минимум две недели (чаще — почти месяц) ждать отказа в возбуждении уголовного дела. И все это время ходить пешком (наказание за езду без номеров — штраф 5000 рублей или лишение «прав» на срок от одного до трех месяцев). Затем, если номера похищены в родном городе, надо идти в ГАИ получать новые (с учетом внесения изменений в регистрационные документы — около 2000 рублей). А если авто стоит на учете в другом регионе? Понятно, что легче заплатить вымогателям. Кстати сказать, сейчас при наличии отказа в возбуждении уголовного дела машину в автоинспекцию для получения дубликатов гнать не надо — надо предоставить в ГАИ только полный комплект документов на нее (ПТС, свидетельство о регистрации, ОСАГО).
«Левые» схемы до суда доведут
Правда, закон можно и обойти. Аборигену достаточно явиться в местную ГИБДД и с печалью сообщить, что вот буквально час назад он потерял госномера на трассе — ветром, мол, сдуло, плохо закреплены были. И получить новые в течение полутора-двух часов. Лень тащиться в МРЭО или вы из Самары? В Москве при некоторой сноровке и знании паролей-явок довольно легко выйти на фирмы, нелегально штампующие номерные знаки без предъявления каких-либо справок из полиции (да даже в Интернете висят их объявления). Цена вопроса — 3500–4000 рублей плюс дополнительная услуга в виде продажи антивандальных креплений — 3000 рублей. Ваш корреспондент видел такие номера. Они практически ничем не отличаются от настоящих. Только на обратной стороне нет клейма изготовителя и рассыпанные по всему полю знака меленькие овальчики с надписью «rus» выполнены не в виде переливающейся голограммы (специальная пленка, проходящая как спецпродукция для нужд МВД и потому находящаяся на особом учете, которой в России торгуют только только две фирмы), а напечатана полиграфическим способом и не дает объемного эффекта. На последний нюанс иногда реагирует полицейская система «Поток», автоматически вылавливающая на дорогах машины, по тем или иным причинам числящиеся в розыске. И тогда прощай, водительское удостоверение, на полгода, а то и год плюс штраф в 2500 рублей за установку фальшака, если ты физлицо, и до 500 000 — коли юридическое. Кроме того, нельзя исключать возможности, что не выкупленный у воров номер может быть использован при, скажем, нападении на инкассаторов или покушении на президента. Тут вообще не отмоешься… Другими словами, лучше (как, впрочем, и всегда) действовать по закону, на какие бы круги ада он ни обрекал.
А Госдуме все равно
И вот тут-то и нужно срочное вмешательство в проблему тех же господ депутатов. Коль уж власть все равно не ищет граждан, крадущих номера (единичные случаи задержания воров не в счет, тем более что чаще всего эти дела и до судов не доходили), надо упростить процедуру решения проблемы. Во-первых, придать заявлению в полицию о краже «жестянок» чисто уведомительный характер — именно на случай их использования преступниками. Во-вторых, обеспечить все полицейские подразделения, где такие «заявы» принимаются, некоторым количеством транзитных номеров (можно, конечно, и вовсе разрешить пострадавшему ездить со справкой из полиции три-пять дней, но тогда «без работы» останутся камеры фото-видеофиксации правонарушений). И, в-третьих, облегчить процесс восстановления номеров — не гонять пострадавших в ГИБДД на перерегистрацию (это касается и чистой потери «жестянки»), а позволить по справке совершенно официально напечатать дубликат в уполномоченной на то конторе. Все — у преступников не окажется никаких рычагов давления на «терпил», которым будет проще и быстрее действовать официально.
Однако деятелям с Охотного ряда не до того. Затруднить жизнь моторизованного россиянина — это завсегда, а вот облегчить… Так, под конец весенней сессии депутаты отклонили законопроекты, первый из которых позволял водителям в случае мелких ДТП не вызывать гаишный наряд, не чертить схем и не тащиться на ближайший пост-пикет, если вопрос можно было урегулировать полюбовно, а второй законопроект значительно упрощал обгон тихоходов. Действительно актуальные предложения не нашли поддержки у думского большинства, поскольку были предложены пусть и псевдо-, но оппозиционной партией. Что же касается «номерных краж», то законопроект, пусть и не упрощающий жизнь автовладельцев, но хотя бы серьезно ужесточающий наказание за это, лежит здесь без движения вот уже который месяц и вряд ли будет принят.
И я, кажется, знаю почему. В одной только Москве, по некоторым оценкам, в каждом ее районе еженощно скручивается 1–2 номера (минимум 125 в сутки, почти 4000 в месяц), выводя уровень криминальной прибыли на отметку минимум в 8 000 000 «рэ» (4000 умножаем на очень средние 2000 рублей выкупа). И ясно, что без полицейской «крыши» такую сумму не освоить.