26000

Кто виноват в ДТП в Подольске?

О причинах и последствиях подольской автотрагедии размышляет автоэксперт Сергей АСЛАНЯН
Нас повергли в лицемерный траур по страшному поводу. Только Москва и Подмосковье 15 июля 2013 года горевали по 18 погибшим в ДТП в Подольске. Страна продолжает наслаждаться летом, Универсиадой и заныриванием Президента на нужную глубину к вещему «Олегу». В остальной стране нет повода для печали…
Поделиться
Изображение Кто виноват в ДТП в Подольске?

В остальной стране повсеместно все хорошо и скоро станет еще лучше, стабильней, инновационней и нанотехнологичней. А когда горе грянет на другом конце некогда великой державы, им не побеспокоят столицу и непричастные территории. Горе не сплачивает, оно лишь портит статистику… И всякий раз показывает, что государство не признает свою вину.

Водитель непригодной к употреблению за рулем грузовика национальности, в минувшую субботу спускался под уклон на перегруженном КамАЗе и врезался в рейсовый автобус в Подольске. Автобус разорвало на две части. 18 убито. 32 ранено. Трагедия отвлекла Госдуму от отдыха и возбудило PR-активность у политиков, «экспертов» и бабушек.

Первыми успели высказаться обыватели. Всклокоченная бабушка в телевизоре рассказала, что грузовик несся на страшной скорости. Нервная женщина скорбно отметила: «Он гнал по встречке, норовил успеть первым и всех нагло обгонял»… Полицейские сразу обнаружили в действиях водителя многократные нарушения и плохое поведение на рабочем месте. «Эксперты» пожаловались, что армянин на грузовике имел всего лишь международное водительское удостоверение, а не подобающее российское.

Что же было на самом деле и кто в чем виноват?

Грачья Арутюнян работал на «коротком плече» и возил щебень из карьера. По этому маршруту он ездил по несколько раз за день. Поводов для особой спешки не было. Разницу в возможном заработке нивелировал перегруз. Но у КамАЗа не работала система аварийного затормаживания (при падении давления в тормозной системе срабатывают пружинные энергоаккумуляторы, затормаживающие заднюю тележку). Она есть на всех подобных машинах. Но очень мешает работе на перегруженной технике. (Официально она называется «Запасная тормозная система» и предназначена для плавного снижения скорости движения автомобиля или его остановки. Она оказывает меньшее тормозящее действие на автомобиль, чем рабочая система и приводит в действие тормозные механизмы среднего и заднего мостов). Судя по съемкам регистраторов и траектории ДТП, у грузовика отказала штатная тормозная система (а запасная не работала и подавно) и водитель Грачья Арутюнян, предотвращая аварию, увел машину от легковушек в своем ряду, понимая, что раздавит любую из них, да еще внезапным ударом сзади. Поэтому он ушел на встречку. Увидев, что вот-вот выскочит на главную, он резко повернул руль влево и тем самым опрокинул машину. Автобус задел по касательной верхним козырьком кузова, уже положив грузовик на бок. Удар пришелся в среднюю дверь ЛиАЗа. Скорость самосвала была не выше 60 км/ч, хотя так завалить машину можно и на 40 км/ч. «Сухая» масса КамАЗа составляет минимум 6,5 тонн. В итоге по автобусу пришелся удар под 17 тонн, умноженной на скорость (снаряженная масса КамАЗа-5511 9 тонн, грузоподъемность 13 тонн, с учетом возможного перегруза в 15-17тонн получается уже 22-24 тонны). Это вполне сопоставимо с ударом об танк… Ни один автобус в мире такого не переживет без потерь. Но основным поражающим фактором стал не грузовик, а его груз… Людей завалило щебнем. Водитель автобуса Замшит Раджабов не пострадал…

Кто отвечает за перегруз и тормоза? Водитель. А так же транспортное предприятие, транспортная инспекция, ГАИ, страховая компания. Машину запрещено выпускать в рейс без ежедневной предварительной проверки ее технического состояния. В этом и состоит участие государства в транспортной безопасности страны и его ответственность перед нами. Если бы власть чувствовала, что она нам что-то должна, что она перед нами виновата, по итогам этой трагедии (или любой предыдущей) началась бы системная работа по устранению ошибок: новый ГОСТ на автодороги, новый ГОСТ на развязки, полицейская реформа, новый начальник ГАИ России, новый министр транспорта, новый начальник Росавтодора, новый главный транспортный инспектор РФ, посаженный в тюрьму персонал транспортного предприятия, а рядом на скамейке подсудимых инспекторы ГАИ, работники транспортной инспекции, лица из администрации, отвечающие за местные дороги-светофоры, а так же все те, благодаря кому у машины оказался или не оказался страховой полис и талон ГТО. Но поскольку это означает смену системы, то параллельно требует компетенции от депутатов, министров, Правительства и ответственности от региональных властей. Либо их поголовной смены на других, с совестью и умением думать о нас, а не о себе.

Вместо этого Госдума, отошедшая на отдых, грянула намерением ничего не менять в системе, а продолжить дрессировать водителей. А уж гастарбайтеров и подавно. Пусть они теперь пересдадут на российские «права». После этого на линию станут выезжать КамАЗы с исправными тормозами? А что дешевле: взятка инспектору ГАИ или инспектору УФМС? Что правильней купить в такой ситуации: паспорт или только «права»? Кажется, за коррупцию у нас отвечает депутат Яровая… Но она, скорее всего, в глубоком отдыхе.

Зато знает что делать исполняющий собственные обязанности и победивший себя на будущих выборах мэр Собянин: «Считаю, что мигранты, которые работают на коммерческих перевозках, их нарушения Правил дорожного движения должны рассматриваться, как грубейшие нарушения трудового законодательства». В 1937 году это называлось «наказание по аналогии». Использование аналогии уголовного закона придумали для того, чтобы «приравнять» общеуголовное преступление с небольшим наказанием к контрреволюционным преступлениям с санкций расстрел, как, например, это было применено по «шахтинскому делу», делу «Промпартии» и т. д. (В соответствии с ч. 2 ст. 3 УК РФ применение уголовного закона по аналогии не допускается). Если бы Собянин был в правовом поле и разбирался в столь важных для градоначальника нюансах, каковыми являются законы, было бы достаточно считать водителя, нарушившего ПДД не кем иным, как нарушителем ПДД и наказывать его не по аналогии, а по закону. «Я считаю, что таких водителей надо отстранять от работы, более того, лишать «прав», добавило собственное ВРИО. А почему по воле мэра, а не по ПДД и КоАП? Там этот случай то же предусмотрен…

Когда власть чувствует ответственность, она не только возлагает венки и обещает компенсацию. Она приходит и плачет вместе с родственниками погибших. И глядя людям в глаза, переполненные горем, непременно что-то говорит, обещает… И, если имеет совесть и говорит по делу, то все сказанное выполняет без оговорок. Но в данном случае весьма коряво выглядел бы мэр, склонившийся над мамой, потерявшей ребенка, со словами: «В связи с гибелью вашей дочки я поставлю светофор…».