Однозначно — нет! Ведь российские ПДД практически ничем не отличаются от тех, что действуют в Армении, Узбекистане, России или Германии — их регулирует Венская конвенция о дорожном движении. Отличия возможны, но разве что в нюансах. Скажем, на большинстве немецких автобанов ограничение скорости не регламентировано во-все, а в Австрии на большинстве дорог, пролегающих через населенные пункты «максималка» ограничена скоростями в 30-50 км/ч. Что же касается постсоветского пространства, то ПДД в бывших советских республиках, включая РФ, по-сути идентичны.
Другими словами, виновник подольской аварии, гражданин Армении, считался бы нарушителем и на своей родине. То есть нарушал сознательно. И почему — тоже хорошо всем известно. От числа сделанных рейсов и загрузки грузовика зависит и его зарплата, и прибыль работодателя. И никакой тахограф не заставит ни первого, ни второго поступиться принципами, которые сегодня в нашей стране измеряются исключительно денежными знаками. Проконтролировать же более 5 млн. грузовиков, насчитывающихся в России (одних КамАЗов у нас под 600 000), на предмет наличия тахогрофа и выполнение его «предписаний» не представляется возможным ни при каких условиях.
Это как с пьянкой за рулем. Пока Россия в целом захлебывается водкой, как бы ни ужесточалось наказание за езду подшофе, общий процент поддатых водил будет по большому счету неизменным. Та же история с водителями маршруток-большегрузов. Гастарбайтеру, зарабатывающему в России на порядок больше, чем на родине, выгодно нарушать ПДД. И хозяину машины сподручнее нанять не россиянина, а взять за копейки таджика-узбека-армянина и выжимать из него все соки. И пока у нас не изменится подход к организации труда и его оплате шофера, дворника или медсестры, эти вакансии будут занимать приезжие из бывших республик, согласные на любые условия эксплуатации. Со всеми вытикающими последствиями. При этом водителей-славян, зарабатывающих чуть больше коллег с Востока, работодатель предпочитает сажать за фуры, перевозящие ценный груз — телевизоры, автомобили, еду, шмотки. Какже-с, миллионами и десятками миллионов лучше не рисковать — в случае чего не расплатишься. А вот щебень и пассажиров пусть на износ возят приезжие.
Хотя, конечно, остаются и вопросы к придорожной полиции. Тот же Грачья Арутюнян, унесший в одночастье почти 20 жизней, был, как выяснилось, злостным нарушителем Правил дорожного движения. Его ловили даже за выезд на «встречку». Но почему-то даже за это грубейшее нарушение дорожных законов не лишали «прав», а лишь штрафовали. А ведь граждане, рулящие по российским дорогам по своим «правам», несут в случае чего точно такую же ответственность, как и аборигены. Впрочем, чему удивляться? Как рассказали вашему корреспонденту в профсоюзе дальнобойщиков, значительное число строительных компаний так или иначе связаны с чиновниками всех рангов и мастей. И водители многих болшегрузов обеспечены своего рода индульгенцией на нарушение ПДД — простым листочком бумаги с нужными словами, подписями и телефонами. И связываться с «подателями сего» гаишники откровенно опасались.
Другая проблема, которая еще не раз аукнется нам подобными ДТП — ликвидация в начале нулевых лицензирования транспортных перевозок. От выдачи таких лицензий отказались вроде бы с благой целью, чтоб лишний раз не «кошмарить бизнес». Но в итоге государство лишилась хоть какого-то рычага влияния на перевозчиков. Хотя, надо признать, что при тотальной коррупции в стране выдача подобных лицензий (как и вопрос с их приостановкой или отзывом) превратилась бы в очередную чиновную кормушку.
А в итоге с прискорбием следует признать, что ни установкой светофора на получившим печальную известность перекрестке и даже десятке других опасных развязок; ни поголовной пересдачей на «права» иностранными водителями; ни реанимацией балльной системы учета дорожных правонарушений, как и любыми другими мерами административного воздействия( ни возвращением лицензий на грузоперевозки подобных трагедий не избежать. Просто не ту страну назвали Гондурасом…