Как стало известно порталу «АвтоВзгляд» из информированного источника с Охотного ряда, жириновцы протестуют против вводимой по инициативе депутата Лысакова («ЕР») переэкзаменовки, как обязательного условия возврата «прав» после их лишения. Так же они продолжают настаивать на ужесточении наказания для «тихоходов», плетущихся по со скоростью до 30 км/ч, за то, что их водители не уступают дорогу идущим за ним машинам для обгона или опережения. И, наконец, оппозиция хочет на корню прихлопнуть криминальный «бизнес» по краже автомобильных номеров с последующим их возвращением за вознаграждение. И хотя каждое из этих предложений вполне аргументировано (или, по крайней мере, может быть легко откорректировано в процессе предусмотренных процедурой трех чтений), ни одно принято не будет. И вот почему.
Взятка вместо экзамена
Начнем с переэкзаменовки. Напомним, что согласно вот-вот вступающим в силу поправкам в КоАП РФ, инициированным лидером партии «Автомобильная Россия», активным членом «ЕР» и ОНФ В. Лысаковым, после лишения водительского удостоверения (причем, не важно за что), вернуть его можно будет исключительно после проверки нарушителя на знания ПДД. Предполагалось, что экзамен будет теоретическим. Но теперь, после страшной аварии под Подольском, не исключено, что «лишенцев» заставят проходить и практические испытания, а то и в автошколу погонят.
Между тем, согласно Лысакову, лишится «прав» скоро будет можно почти по 20% составов правонарушений, предусмотренных 12-й — «автомобильной» — главой КоАП РФ. И, совершенно справедливо отмечают депутаты от ЛДПР, дополнительное наказание в виде переэкзаменовки не только не соразмерно многим проступкам, но и создает умопомрачительные коррупционные предпосылки. Например, зачем проверять знание ПДД у человека, использующего неразрешенные световые приборы, не пропустившего авто с «мигалками», повторно нарушившего требования дорожных знаков и разметки и многие другие мелкие нарушения? К тому же даже такие серьезные проступки, как выезд на «встречку», оставление места ДТП и проезд на запрещающий сигнал светофора очень часто являются ни чем иным, как гаишными подставами или «просто» следствием некомпетентности инспектора ДПС.
И нельзя забывать, что по многим дорожным «преступлениям» предусмотрена пресловутая «вилка» — денежный штраф или лишение «прав» с последующей переэкзаменовкой. Да любой водитель последние портки продаст, но выложит любую запрошенную гайцом сумму. То есть вырастет не только число взяток, но и их суммы, ведь многие преподаватели автошкол уверены, что опытному водителю в годах сдать теоретический экзамен будет куда сложнее, чем новичку. Авторы законопроекта так и пишут в своем обосновании к нему, что «значительная часть водителей будет решать свои проблемы на дороге не знанием ПДД, а испытанным способом — взяткой. Обременение мер ответственности в виде обязательной проверки ПДД будет являться еще одним из элементов, провоцирующим создание коррупционных условий в сфере дорожного движения». Короче, считают они, переэкзаменовки заслуживают только пьяные водители и те, кто отказался от медосвидетельствования.
Украли номер? Ерунда!
Кстати сказать, второй законопроект либеральных демократов в некотором смысле является продолжением первого. Речь идет об облегчении участи тех автомобилистов, у которых украли государственные регистрационные знаки. Сегодня этот преступный промысел превратился в настоящее бедствие. И многие пострадавшие от злоумышленников водители, зная, как долго и муторно восстанавливать свинченные «жестянки», незаконно делают дубликаты. А за управление авто с заведомо подложными знаками так же светит лишение «прав» и, повторимся в который уж раз, переэкзаменовка.
Впрочем, тут проблема куда шире. Кража номеров, повторимся, стала сейчас новым преступным «бизнесом». Во-первых, злоумышленники, скрутив номера с автомашины, могут связаться с владельцем транспортного средства и за определенную плату вернуть ему их. Во-вторых, украденные номера нужны другому преступному «бизнесу» – краже машин, на которые ставятся украденные государственные регистрационные знаки с других транспортных средств.
Однако именно эта ситуация – кража государственных регистрационных знаков – создает для автовладельцев больше проблем, чем простая их утрата по неизвестной причине. Так, согласно пункту 51 Приказа Министерства Внутренних Дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 года № 1001 «О Порядке регистрации транспортных средств», регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, не производятся. То есть после подачи автовладельцем заявления о краже номеров, заводится дело об их похищении и до тех пор, пока не будут проведены соответствующие проверки и дело не будет закрыто, никаких номеров автовладельцу выдано не будет и, соответственно, он оказывается лишенным права вождения, являясь при этом пострадавшей стороной.
Такие «без вины виноватые» водители предпочитают не подавать заявлений о краже государственных регистрационных знаков, а говорить, что они были утеряны при неизвестных обстоятельствах, поскольку при утере сроки получения новых номеров значительно короче.
Иными словами, автолюбители не прибегают к нормативно установленной процедуре обращения в случаях кражи государственных регистрационных знаков по причине ее неэффективности и обременительности для самих владельцев автомобилей. В результате, на практике в виду необращения граждан с соответствующими заявлениями кража государственных номеров набирает все новые обороты. Ни украденные номера, ни преступников, которые их украли, никто не ищет, а это позволяет злоумышленникам чувствовать себя в безопасности и продолжать свой преступный бизнес. Поэтому предложение группы депутатов кардинально. Текст вносимой ими поправки гласит, что «управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков не влечет административной ответственности в случае, если отсутствие государственных регистрационных знаков явилось следствием противоправных действий третьих лиц, которые должны подтверждаться либо талоном-уведомлением и копией заявления владельца транспортного средства о совершенном противоправном действии, либо копией постановления о возбуждении дела о данном правонарушении».
Другими словами — езди, дорогой товарищ, без номеров столько, сколько МВД потратит на обработку твоего заявления, и в ус не дуй. Понятно, что при подобном похоже криминальный «номерной бизнес» умрет мгновенно. Другое дело, что авто без регистрационных знаков станет «невидимым» для камер фото- видеофиксаций. А на это ни ГИБДД, ни муниципальные бюджеты не согласятся никогда. На наш взгляд, депутатам было бы лучше законодательно обязать МВД в обмен на заявление о краже номеров вместе с талоном-уведомлением выдавать «транзитники». В тот же день и час, без вариантов.
Посторонись, или плати!
И, наконец, третья инициатива команды Жириновского. Точнее — вторая попытка сделать ее законом. Я. Нилов и И. Лебедев уже вносили в Госдуму законопроект, повышающий штраф для рулевого «тихохода», не пропускающего идущие за ним «нормальные» машины, до 1500 рублей. Любопытно, что по-началу идею профильный комитет в лице депутатов В. Плигина и В. Лысакова активно поддержал. Но на первом же чтении и «задробил» по настолько надуманным причинам (не говорить же электорату напрямую, что действительно актуальный закон принят по инициативе оппозиции!), что и воспроизводить их в виду полной невразумительности не хочется. Однако авторы не успокоились и сейчас хотят вернуться к теме, отредактировав свою поправку таким образом, что и иезуитам из «ЕР» не подкопаться.
…Однако, думается мне, ни первый, ни второй, ни третий законопроекты так законами и не станут. Переэкзаменовку оставят, воспользовавшись вакханалией некоторых представителей власти, устроенной на костях погибших в подольской аварии. Звучащие сейчас предложения по «ужесточению» всего и вся для нарушителей ПДД к безопасности дорожного движения никакого отношения не имеет, но какой пиар! И против модного, но бесполезного тренда «закручивания гаек» депутатская масса не пойдет.
В облегчении жизни людей, пострадавших от злодеев, ворующих номера, тоже никто не заинтересован. Как и в ликвидации этого промысла — уж больно доходен он и для воров, и для «крышующих» их господ во властных структурах.
Да и проблема «тихоходов» из той же серии — на еле ползущих по однополосной дороге тракторах и аварийных авто вскормилось не одно гаишное поколение и лишить себя такой кормушки повелители свистков и полосатых волшебных палочек так просто не дадут.