Жестокий климат и печальная предыстория, не имеющая отношения к титульной сути, почему-то подтолкнула этих людей к порядку и ранжиру в теме, про которую всем остальным известно, что ее лучше не трогать. Но автономные еврейские депутаты из Биробиджана к вопросу подошли решительно и с неожиданной стороны. Они определили, что в стране лежать и увековечиваться разрешено только в строго отведенных местах, а на месте смерти помнить об окончании жизненного пути человека никто не смеет. За отправную точку погребальной заботы они взяли дороги. Если кто и погиб в ДТП, то венок на обочине ему не полагается. Потому, что торчащая из земли палка с фотографией - это не гигиенично. И вредит экологии. И рушит сложившиеся у данных депутатов этические нормы, хотя еврейское погребение не настолько сильно отличается от православного, как, например, ламаистское, которое и вправду негигиенично, поскольку подразумевает выбрасывание тела в степь, на корм собакам. «Законодательством о погребении и похоронном деле для увековечения памяти умерших устанавливаются специально отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими нормами места», - умело выучили депутаты. А из-за безалаберной гибели народа по обочинам, дороги страны превратились в места скорби, а этого допустить нельзя, хотя очевидно, что уже допустили. Кстати сказать, это уже не первый поход российских законотворцев против поклонных крестов.
А зачем же народ, погибающий в недозволенных количествах, так старается и колотит кресты там, где никто не лежит? Разве память о покойнике нужна? Да еще в таком нелепом месте, как финальная точка жизни? И вообще, умирать надо не на дороге, а в специально отведенном месте, лучше всего в больнице. И желательно не самовольно, а при наличии разрешения, предписания или хотя бы заключения специальной комиссии. Умирать просто так, под любым кустом, с последующим увековечиванием, у нас разрешено только военным в период защиты отечества, Героям Советского Союза, неизвестным солдатам и жертвам терактов. Вот им памятники, одинокие кресты, мемориальные таблички и официальные места скорби дозволены и к ним не зарастает народная тропа в соответствии с установленным регламентом.
А остальным - с какой стати? Какая общественная польза от крестов по обочинам, установленным вразрез с этикой и санитарией? Кому это нужно? Тем более, что крестов все больше, ездить вдоль них все страшней, хотя по официальным данным и продолжительность жизни увеличилась, и рождаемость таджиков превысила смертность русских, и ГАИ Федеральную целевую программу «Повышения безопасности дорожного движения 2006-2012» с блеском выполнила, и жертв ДТП на дорогах стало меньше на заранее установленную цифру и вообще «жить стало лучше, жить стало веселей»…
Крест на обочине… Это и есть Федеральная целевая программа «Повышения безопасности дорожного движения». Но в народном исполнении и на его личные средства. Государство выделило сначала 48 миллиардов рублей на период до 2012 года, а затем, насладившись результатом, пролонгировала ФЦП до 2020, добавив на нее еще 100 миллиардов рублей. Задача целевой программы – снизить нашу смертность до приемлемого количества. Способ достижения – пропаганда, агитация и уговоры… Но с 2006 год единственный ощутимый результат ФЦП – специально созданное Федеральное казенное учреждение «Дирекция по управлению федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения» с выгодными должностями и хорошими окладами (на 100 миллиардов руб.!). Ни должной пропаганды, ни агитации, ни уговоров, лишь бумажная активность и убедительные отчеты, доклады и рапорты… (В марте 2013 года эксперты правительства РФ и специалисты из «Высшей школы экономики» установили, что «Ключевой программный показатель ФЦП-2012 выполнен не был»). А люди, потерявшие близких, вместо полицаев занимаются их работой: наглядной агитацией, убедительной пропагандой и весомыми уговорами… А еще, они обозначают крестами подлость власти, беспринципность ГАИ, цинизм депутатов и места наиболее мрачных провалов государства. И поскольку страна усеяна крестами, венками и скорбными портретами, катастрофа дорожного упадка слишком очевидна, масштабна и, что нервирует депутатов, наглядна. (В чем подлость власти и сопутствующих? В разваливающихся дорогах при бюджетном избытке ассигнований на них, феодальных правилах движения с приоритетом богатого над бедным, ГОСТе на ямы, деятельности Росавтодора, предательстве и дезертирстве ГАИ, качестве инженерной и дорожной инфраструктуры, отсутствии скорой помощи вне населенных пунктов,качестве нашей жизни вообще и один на один с дорогой в частности).
Хотя, может, депутатам важно иное. Помимо запрета на венки они предлагают серьезно штрафовать людей за установку неэкологичных крестов. Чтоб заработать на нас еще разок, наказать за горе, за память и скорбь вне отведенных мест…