Полицейский парадокс: когда вся страна требовала вернуть в закон хоть какую-нибудь допустимую норму содержания спирта в организме водителя, российская ГАИ воротила нос. А когда депутаты отказались от круглого нуля, то же самое ведомство новый закон взялось ретиво исполнять. Причем, раньше срока …
Избавимся от заблуждения – мол, «нулевое промилле» отменили. Во–первых, «промилле» — слово чужеродное и к делу освидетельствования водителей отношения не имеющее. Закон говорит о миллиграммах этилового спирта на литр выдыхаемого воздуха. И только о миллиграммах! Во-вторых, изможденный прениями «ноль» никто не отменял. Это раньше — года четыре назад — в законе говорилось: допускается содержание этилового спирта в организме водителя в таком-то количестве. То есть, перед поездкой не возбранялось слегка накатить. Теперь же, в новой редакции закона прямо сказано: запрещается употреблять… То есть, нельзя и точка! Так почему же, спрашивается, случилась всеобщая эйфория: мол, «ноль» с позором свергнут?
Да потому, что законодатель решил: надо бы, в конце концов, уже учитывать погрешность алкометра и назначить ей, то есть, погрешности, цифру в 0,16 миллиграммов. Как свойственную всем алкометрам. А то надует трезвый водитель ноль с копейками и пойдет под суд. Ибо не водитель надул прибор, а прибор – водителя.
Вот намедни и попутал бес наших трезвых сограждан: допустимую погрешность для алкометра они приняли за допустимую норму для организма… И уже принялись депутатский подарок обмывать.
Праздник случился и на гаишной улице! Придорожное полицейское ведомство построило весь свой личный состав и объявило: не надо дожидаться 1 сентября, когда закон официально позволит устанавливать состояние водителя с учетом погрешности прибора. Надо принять это правило на вооружение уже сейчас — со дня опубликования закона. И не трогать водителей, у которых на выдохе меньше заветных 0,16! Пущай, мол, едут дальше.
Подразделения взяли под козырек. И даже не задумались: а можно ли применять закон, пусть даже существенно улучшающий положение водителя, если он, то есть, закон еще не начал свое победоносное шествие по стране? Зато задумались другие…
Судья Конституционного Суда в отставке Тамара Морщакова:
— С точки зрения закона очевидно, что применять нормы, не вступившие в силу, недопустимо. Это оправдано только с обывательской точки зрения. Ведь многие водители скажут «спасибо!»…
Адвокат Анатолий Кучерена:
— Разумеется, закон, улучшающий положение любого лица, в том числе и водителя, имеет обратную силу. Но не сегодня и не сейчас, а лишь тогда, когда закон начнет действовать. То есть, после 1 сентября.
Адвокат Михаил Барщевский:
— В учебниках по теории права написано: закон, не вступивший в силу, еще не закон. Его нет! И применение закона до начала его действия весьма сомнительно. Но если благодаря такому закону кто-нибудь избавится от незаслуженного наказания, то почему бы и нет…
Адвокат Генри Резник:
— Если принимается закон, улучшающий права граждан, то он должен применяться не в отдаленном будущем, как в нашем случае – с 1 сентября, а сразу же после его опубликования. Это бы прямо соответствовало Конституции. Но наш законодатель со вступлением закона решил подождать…
Законодатель действительно решил подождать. А вот придорожному полицейскому ведомству стало невтерпеж. Видать и впрямь: водка стынет…
Выводы неоднозначны…С точки зрения обывателя – это долгожданная победа! И неважно, что победителей награждают досрочно. А с точки зрения закона – это нонсенс! Ведь для того, чтобы закон имел обратную силу и уже сегодня позволял сотрудникам ГАИ не возбуждать дела за меньше, чем 0,16, закон прежде всего должен сам обрести силу! Ибо нет обратной силы у бессильного закона… Вот и выходит, что в придорожном полицейском ведомстве услышали звон, но не разобрались – откуда он.
И решили, что уже – от хрустальных бокалов…