Теперь курсант будет сперва изучать теорию и приобретать первые навыки вождения исключительно на учебной площадке. После чего сдавать экзамены в ГИБДД и только в случае успешного прохождения испытаний получать допуск — этакие «миниправа» — к учебной езде по городу. А уже отъездив положенное количество часов по улицам, сдавать второй экзамен в автоинспекции.
Новая система обучения-экзаменовки призвана сделать учебную езду в городских условиях безопасней. Что ж, резон в этом есть. И вводимая система наверняка сведет к минимум те судебные процессы, один из которых идет сейчас в Барнауле. На скамье подсудимых оказалась дама-курсант автошколы, сбившая в процессе учебной езды пешехода. По одной из версий, она в сложной дорожной ситуации перепутала педали газа-тормоза (одна из распространеннейших ошибок начинающих водителей) и размазала безлошадного гражданина по стене дома (к счастью, он выжил). Причем, утверждает следствие, все произошло настолько быстро, что и инструктор не сумел среагировать и воспользоваться своими педалями.
Эта истори, впрочем, совершенно неоднозначна, ведь, по логике вещей, ответственность (и материальную, и уголовную) в подобных ситуациях должны нести солидарно автошкола и ее сотрудник, обучающий практической езде. Чем закончится процесс, портал «АвтоВзгляд» обязательно расскажет читателям, а пока вернемся к новым правилам сдачи квалификационных экзаменов и получения вожделенных водительских «корочек».
Действительно, по идее они не только должны помочь избежать описаных эксцессов, но и одновременно отсечь от процесса обучения так называемые серые автошколы. То есть те, что за смешные деньги выдает алчущим «прав» справку о прохождении курсов, практически не обучая вождению (да и как обучишь, если у подобных заведений, как правило, нет ни своих площадок, ни автопарка).
Однако, на деле все получится с точностью наоборот! Как стало известно «АвтоВзгляду», согласно новым правилам даже такой справки не понадобится, поскольку гражданин сам будет сообщать ГАИ, что прошел курс обучения! Где, как, насколько успешно — никого не волнует. То есть — зравствуйте вроде бы отмененный экстернат и очередные убийцы за рулем. И чтобы этого не произошло, учащийся, для того, чтобы получить допуск к сдаче теоретического экзамена и экзамена по первоначальным навыкам управления авто, должен предоставить в ГИБДД документ, подтверждающий прохождение обучения в организации, имеющей лицензию.
Но дальше — больше. Новая схемв значительно увеличивает время обучения. Сейчас за три месяца курсант учит и теорию, и получает первичные навыки вождения, и выезжает в город. А должен будет три месяца только зубрить ПДД и осваиваться на площадке. Затем последует минимум недельный перерыв на экзамен в ГАИ. И только потом еще 1,5 месяца городской езды. При этом, говорят представители автошкол, дело даже не в том, что значительно повысится стоимость обучения (хотя она и сейчас не маленькая — до 18 000 рублей в провинции и около 30 000 в столичном регионе). Беда в другом — произойдет такой разрыв между полученными теоретическими знаниями и практикой вождения, когда чисто психологически человек не сможет связать одно с другим.
А ведь знания ПДД и, грубо говоря, умение во-время тормозить-ускоряться не живут, с точки зрения безопасности, отдельно друг от друга. Ну, это все равно, что несколько лет учить будущего хирурга делать операции исключительно по учебникам, не закрепляя усвоенное одновременными тренингами в анатомическом театре.
У правительства, правда, еще есть время подумать. Но если новые правила обретут официальную жизнь в том виде, о котором говорилось выше, бизнес по купле-продаже «прав» расцветет пышным цветом. И никакая ФЦП по снижению числа трупов на дорогах не будет выполнена никогда.