Строительство трассы идет бурными темпами, призовые пилоты уже вовсю предвкушают, как прохватять по новому автодрому, в календаре двигают этапы, чтобы освободить место для России – в частности, следующий Гран-при Индии сдвинут на 2015 год... Но официальная заявка не подается! Так в чем же дело, кто «тормозит» счастливое «формулическое» будущее нашей страны?
А дело в том, что Международная автомобильная федерация (FIA) принимает заявки на включение в календарь не напрямую от организаторов – а от своих членов, национальных федераций, в нашем случае – РАФ. А РАФ мотивирует отсутствие заявки тем, что до сих пор не может заключить договор с промоутером Гран-при России, краснодарским ОАО «Центр Омега». Не удалось сторонам прийти к согласию по ряду вопросов… Первого августа пресс-служба РАФ даже распространила релиз о неподаче заявки в срок «в связи с тем, что ОАО Омега (Промоутер) не выполнил условия, обязательные для подачи заявки, а именно: не заключил договор со спортивным организатором Гран-при России и договор на подачу заявки, а также не оплатил взнос, установленный FIA, за включение этапа Чемпионата мира «Формулы-1» в Календарь FIA». В свою очередь, «Омега» активно подогревает медиа и общественность интервью о «шантаже» со стороны РАФ…
Что уж говорить, Российская автомобильная федерация далеко не всегда предстает в роли ангела-хранителя российского автоспорта с крылышками, даже наоборот. С другой стороны, Россия уже пошла на «поводу» у акул международного спортивного бизнеса с их очень жесткими, в том числе финансовыми, условиями (например, строительство автодрома по высочайшим стандартам FIA с ангажированным архитектором и ежегодный взнос только за право проведения этапа, который оценивается в 40-60 миллионов долларов). Смешно провалить этап, торгуясь из-за наименее высоких статей расходов, при том, жизненно необходимых для проведения гонки. Ведь, по слухам, одним из камней «финансового» преткновения стал вопрос, кто будет платить за подготовку судей для обслуживания Гран-при России.
А ведь это сотни человек и, в отличие от стран, где формулические этапы проводятся каждый год, такого количества квалифицированных людей у нас просто нет. Появляются квалифицированные специалисты, которые обслуживают гонки на Moscow Raceway, но пока их недостаточно, плюс не помешает и специфический опыт работы с «Формулой-1». Ведь даже для того, чтобы подметать трассу во время гонки, нужна подготовка. И, поскольку время уходит на переговоры, дело идет к тому, что для Гран-при в Сочи придется ввозить самолетами сотни маршалов с метлами из-за рубежа, как дворников из Таджикистана. В прошлом году РАФ уже отправлял людей на стажировку на Гран-при Абу-Даби, разработаны программы подготовки как в России, так и за рубежом, но финансирования, а главное, согласия как не было, так и нет.
По мнению советника РАФ по «Формуле-1» Игоря Ермилина в интервью для агентства F1News краснодарские промоутеры не понимают до конца масштаба задачи по проведению этапа «Формулы-1»: «сейчас очень важно довести до промоутера, что Гран-при - это не какое-то мелкое соревнование, которое можно, собравшись за две недели, взять и провести. У меня нет ощущения, что промоутер понимает всю грандиозность этой задачи, причем, не только в спортивном плане, но и со всех остальных точек зрения. (…) РАФ изначально занимала последовательную позицию по вопросам спортивного обеспечения предстоящей гонки и старалась выстроить конструктивные отношения как с руководством Краснодарского края, так и с представителями компании-промоутера».
Нельзя сказать, что Россия каким-то образом соригинальничала, поставив под угрозу проведение гонки. С интенсивной географической экспансией «Формулы-1» скандалы возникают все время и вокруг каждого нового этапа. Сколько было разговоров о задержках строительства трассы в Остине… А священные коровы, буквально бегающие по недостроенной трассе в Индии за несколько месяцев до «Формулы-1»? Проблемы Южной Кореи, которая из года в год стоит на грани вылета из календаря? Постоянные политические скандалы вокруг Бахрейна? Список можно продолжить.
При этом само строительство трассы в Сочи, как рапортует «Омега» идет ударными темпами, и с этой стороны, проблем ждать, скорее всего, не придется. Однако стоит отметить, что «Омега» - это и есть строительная компания, а построить трассу – это еще не провести гонку «Формулы-1». А как раз здесь «Омеге» опыта может и не хватить. В конце прошлого года была закрыта специализированная фирма «Формула Сочи». Говорят, из-за недостатка финансирования. В любом случае, в международном опыте предусмотрено, что помимо промоутера – организации, которая как раз платит, у Гран-при должен быть и спортивный организатор, который организует. Как утверждают в РАФ, Краснодарский край уже официально обратился к федерации с просьбой стать спортивным организатором Гран-при, и на этом уровне были достигнуты все необходимые договоренности. Круг замкнулся?
В РАФе успокаивают, что мол, не все еще потеряно, и уладить вопрос с заявкой можно до сентября, правда, в режиме «форс мажора». Подобным режимом Россию не удивишь, и если FIA заинтересована в нашем этапе (а страна, которая скупает формулические команды пачками, не может не интересовать), то наверняка пойдет на уступки. А время тем временем, уходит… Время, необходимое для того, чтобы сделать все красиво на российском Гран-при…