Информационные агентства цитируют начальника управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрия Махонина: «То, что действия будут, — это однозначно. А какого характера они будут — предупредительного или уже по факту, — об этом в ближайшее время руководство службы будет принимать решение».
Для начала ФАС направила официальные запросы в нефтяные компании по поводу повышения цен на бензин. И кое-кто из монополистов даже соизволил ответить: мол, рост цен на на топливо вызван его дефицитом на оптовом рынке и возросшими с 1 июля акцизами на моторное топливо. Сразу заметим, что на самом деле июльское повышение акциза могло увеличить ценники на заправках не более чем на 25–45 копеек за литр. А в реальности цены выросли, как мы видим, не менее чем на 1,5 рубля!
На самом деле никаких объективных причин последнего скачка цен на АЗС нет и в помине. Как, впрочем, и постоянного роста цен на бензин в России вообще.
А в минувшем июле на российском топливном рынке произошло следующее. Если помните, с начала этого года белорусские НПЗ заливали наш рынок своим бензином, полученным, к слову, из российской же нефти.
Официальные цифры говорят, что они завезли к нам примерно 600 000 тонн топлива. И, по словам представителей отечественных нефтяных монополий, из-за этого у них якобы оказались затоварены собственные склады бензина.
Из-за этого им, как утверждается, пришлось уменьшать объемы производства горючего и увеличивать его поставки за рубеж.
И вдруг вероломно и неожиданно (!) белорусский бензиновый «краник» перекрыли! Хотя непонятно, как можно говорить о внезапности, когда претензии к белорусским переработчикам бензина российские власти высказывали еще с весны этого года. Все заинтересованные личности и организации, само собой, давным-давно были в курсе о сроках перекрытия белорусского «крана»!
По логике вещей, отечественные нефтяные монополисты должны были подготовить свои производственные и сбытовые подразделения к резкому скачку потребления. А вот и нет! Вместо этого они сделали вид, что совершенно не ожидали этого события.
И «внезапно» продолжили не только производить недостаточное для внутрироссийского потребления количество бензина, но и отправлять его на экспорт!
Из-за этого случилось прогнозируемое — взрыв ажиотажного оптового спроса на топливо. В конце июля биржевой спрос на бензин превысил предложение на 174% на Аи-92 и на 222% — на Аи-95!
Думаете наши гениальные монополисты начали судорожно производить топливо? Как бы не так: вместо этого согласно старой русской бандитской традиции они просто повысили цены на него. Сразу на 20%!
Правда, правительственных чиновников данное бизнес-решение не порадовало. Не то чтобы они имеют что-то сильно против подобной манеры ведения бизнеса, нет. Просто такой скачок бензиновых цен спровоцирует рывок инфляции в стране, а за это «верховный хан» может, фигурально выражаясь, надавать подзатыльников и даже лишить сладкого! Вот и засуетились причастные министерства и ведомства: проводят совещания, вызывают на ковер нефтяных топ-менеджеров, ФАС уголовкой грозится…
А чего простому автомобилисту ждать от происходящей коллизии? Да ничего особенно хорошего. Выросшие цены уже не упадут — в России это противоречит фундаментальным законам природы. Будут ли они расти ускоренными темпами дальше, зависит не от объективных причин, а исключительно от исхода подковерной схватки между жадностью одних и нежеланием «получить по шапке» других.