У «Toyota» вообще достаточно проходных моделей. Это не значит, что эти машины плохие, но с течением времени они все больше напоминают фаст-фуд, созданный исключительно для того, чтобы насытить клиента и через какое-то время быть смытым в канализацию с остальными отходами.
В данном случае под канализацией подразумевается вторичный рынок, но сути дела это не меняет. Понятно, что это бизнес, и, судя по финансовым результатам, вполне приличный, тем не менее некоторые решения менеджмента марки порой ставят меня в тупик.
Venza — ярчайший пример. Появилась она у нас как-то вдруг, неожиданно, как с неба свалилась. В самом начале года мы ждали новое поколение RAV-4. В итоге не просто дождались, но и убедились, что этот автомобиль в ближайшие пару лет будет задавать тон в сегменте (если, конечно, «Nissan» не сделает какой-нибудь умопомрачительный X-Trail). Весной японцы нам намекнули, что вскоре обновится и Highlander, а потом выкатили на рынок построенный на той же платформе полноприводной минивэн. Все бы ничего, но этот тип машин в нашей стране спросом пользуется еще более низким, чем семейные универсалы вроде Skoda Superb Combi или Ford Mondeo SW.
Именно по этой причине главным вопросом, которым я задался, сев за руль этой новой для нас Toyota, оказался «зачем?» В данном контексте еще можно понять рвение «Honda», упорно пытающуюся нам впарить Crosstour, с ориентацией которого до сих пор не определились даже создатели. Доля этой компании на рынке настолько мала, что значение в конечном счете будет иметь даже лишняя сотня проданных машин (к слову, дорестайлинговые кроссоверы до сих пор распродаются с приличным дисконтом). Кроме того, локальная линейка «Honda» по большому счету включает в себя лишь пять наименований (шесть, если делить Civic на европейский хетчбэк и турецкий седан), «Toyota» же продает в России уже 14 моделей, так что «Ford» с семью моделями и даже «Nissan» с «Chevrolet», у которых их 11 и 13 соответственно, — нервно курят в сторонке. Иными словами, говорить о необходимости расширения предложения в такой ситуации довольно глупо.
Так зачем же россиянам Venza? Вопрос хороший, но мне кажется, что японцы сами не знают, как на него ответить. Теоретически она заменяет нам базовую версию соплатформенного Highlander, оснащенную «автоматом» и 2,7-литровым мотором. Это подтверждается и ценником, и предложенными вариациями. Однако я все равно не вижу хоть сколько-нибудь веских предпосылок к тому, чтобы эта машина стала у нас по-настоящему популярной.
Портрет Venza вырисован настолько четко, что искать какие-то скрытые достоинства в этой машине совершенно бессмысленно. Это типичный американский автомобиль, от бампера до бампера скроенный по заокеанским лекалам. Мне случалось ездить по штатовским интерстейтам. Поэтому я примерно представляю, для чего его вообще придумывали. Его главная задача — относительно быстро и с максимально возможным комфортом доставить людей в точку «Б», расположенную в нескольких сотнях миль от места старта. При этом вы вряд ли найдете Venza более универсальной с точки зрения возможностей и драйва машиной, нежели донорский Highlander. Скажу больше, в движении новинка так же увлекательна, как прилавок с мороженым с приделанными к нему велосипедными колесами.
Дело в том, что Venza — не совсем кроссовер, хотя она очень хочет им казаться. Да, у нее есть полный привод, но геометрическая проходимость едва ли лучше, чем у Camry. Продавец в салоне, разумеется, расскажет вам о том, что клиренс у новинки лишь на сантиметр меньше, чем у Highlander, но забудет рассказать о низко висящем переднем бампере и дверях, которые порой невозможно открыть, не задев нижней кромкой столь любимый столичными властями бордюр. В общем, кроссоверность этой машины — не более чем иллюзия, так как ничего серьезнее дачной грунтовки она без последствий для экстерьера не возьмет.
Кстати, предположение, что однообъемник, обладающий без малого 5-метровым кузовом, однозначно должен быть семиместным, в данном случае тоже ошибочно. Заваленная задняя стойка сразу говорит о том, что в этом минивэне нет третьего ряда. В «горце» он есть, тут — нет, так что длинный кузов тут нужен лишь для того, чтобы загрузиться чемоданами или пакетами из супермаркета. Хотя тот факт, что у этой машины нет «галерки», не только не разочаровывает, но даже радует.
Это не самая плохая характеристика для подобного авто, поскольку «багажные» места в машинах такого уровня обычно не способны нормально вместить не только взрослых, но и детей. То есть в Venza водителю не придется беспокоиться о том, что сзади есть кто-то еще, кого он не может увидеть в зеркало заднего вида, обитателей второго ряда не будут постоянно дергать требованиями поднять с пола вот ту игрушку или подать именно этот мячик, причем немедленно. И это при том, что багажник Venza готов проглотить любое количество багажа, которое вы в принципе можете дотащить до автомобиля без посторонней помощи.
Однако у этой медали есть и оборотная сторона. Все то же самое вам может предложить, скажем, Subaru Outback или дебютировавший у нас в конце прошлого года Passat Alltrack. Они тоже большие и тоже полноприводные. Мало того, если вас по какой-то причине не устроят их антропометрические данные, список можно расширить за счет топовой модификации универсала Skoda Suberb.
Зато Venza выглядит почти как Lexus. Который, правда, перед этим немного сплющили. Те, кто в свое время смотрел «Терминатора», в курсе, что прокатный пресс — не та штука, которая подходит для производства машин, скорее она их уничтожает, но Toyota давление выдержала, и если не обращать внимания на то, что ее передний бампер завис в опасной близости от земли, Venza даже можно назвать симпатичной.
Не очень уж страшная она и изнутри. Не стану утверждать, что изнутри машина смотрится как-то старомодно, но при этом не так уж и современно. Кроме того, она комплектуется далеко не самой современной мультимедией и не самой свежей панелью приборов. Хотя с функциональной точки зрения этот автомобиль очень даже неплох. В салоне есть специальное гнездо для MP3-плеера, большие подстаканники, пара очень вместительных боксов, в общем, с персонализацией, как и с объемами, тут проблем по минимуму.
Проблема в том, что таскать это все приходится 2,7-литровой рядной «четверке». Сопряженная с мотором 6-скоростная коробка работает без нареканий, но сам 185-сильный агрегат больше шумит, чем ездит. В городе вам мешают крены и корабельный штурвал, который японцы считают рулем. Он, кстати, довольно легкий, но чтобы повернуть, «баранку» приходится крутить по-американски долго, при этом водитель не имеет ни малейшего понятия, на какой угол повернуты колеса в конкретный момент.
Что касается трассы, то с ростом скорости Toyota начинает крайне избирательно относиться к вопросам демпфирования: на гребенке ход становится неприлично жестким, но страшные с виду выбоины она проглатывает не задумываясь. Да и мотору на шоссе порадовать особо нечем. По прямой Venza идет неплохо, но лишь до тех пор, пока перед вами не замаячит необходимость кого-то обогнать. Двигатель «взрывается», но ожидаемое «вот-вот» на деле не лучше, чем ускорение Cee’d c 1,6-литровым мотором и АКП, притом шумит Venza ничуть не меньше.
Все это приводит меня к мысли, что эта Toyota — не самый подходящий автомобиль для наших мест. Поначалу я надеялся, что японцам удалось сделать что-то особенное, что можно в успехом эксплуатировать не только в Штатах, но и в России, однако на практике Venza показала себя как идеальный турер для прямых и многополосных американских интерстейтов. Или для покорения запрограммированных городских маршрутов, ограниченных отрезками между домом, школой и магазином. Живи я в США, подумал бы над покупкой такого авто, но в нашей стране смысла тратить таким образом 1,7 миллиона нет никакого, во всяком случае, до тех пор, пока практически за те же деньги можно купить Toyota Highlander.
Технические характеристики:
Toyota Venza 2,7 AWD
Длина (мм) 4833
Ширина (мм) 1905
Высота (мм) 1610
Колесная база (мм) 2775
Дорожный просвет (мм) 205
Снаряженная масса (кг) 1945
Объем багажника (л) 975–1988
Раб. объем двигателя (см3) 2672
Макс. мощность (л.с. при об/мин) 185/5800
Макс. крутящий момент (Нм при об/мин) 247/4200
Макс. скорость (км/ч) 180
Разгон 0–100 км/ч (с) 10,6
Средний расход топлива (л/100 км) 10
Цена (руб.) от 1 671 000