Напомним, что в начале весны прошлого года антимонопольная служба вдруг обнаружила, что кроме нефтяников, которых можно хоть ежемесячно штрафовать за завышение цены на топливо, в стране есть еще кое-какие точки приложения противокартельных усилий.
В частности, центральный офис Федеральной антимонопольной службы, возглавляемой Игорем Артемьевым, запеленговал тогда (внезапно!) нехорошее поведение представительств иностранных автопроизводителей и автодилеров. То есть российскому «белому» авторынку в том виде, какой он имеет сейчас, уже как минимум лет 10 стукнуло, и как-то «не так» он функционировал всегда. Но ФАС заметила это лишь около года назад. Хотя подобный интерес к данной прослойке бизнеса, по-хорошему, должен был возникнуть еще как минимум лет 7 назад. Уже тогда покупателей иномарок вовсю «радовали» бешеные расценки на допоборудование, ТО, запчасти и ремонт в салонах «официалов». Но деваться им (как и сейчас, впрочем) было некуда: угроза отлучения от гарантии — уникальный по своей эффективности «бизнес-инструмент» удержания клиента.
И вот в марте прошлого года после примерно полугодичного изучения данного вопроса в последний день високосного февраля Игорь Артемьев созвал «представителей Ассоциации Европейского Бизнеса, автодистрибьютеров и дилеров легковых автомобилей» и выразился в том духе, что «нормальному развитию рынка препятствуют сложившиеся антиконкурентные практики организации продаж. А именно: навязывание дилерам обязанности совмещать функции продажи автомобилей и их сервисного обслуживания; создание дискриминационных условий доступа определенным дилерам внутри одной дилерской сети при поставке новых автомобилей и запасных частей к ним; необоснованное ограничение авторизованных дилерских и сервисных центров в выборе поставщиков оборудования и материалов. А также запрет авторизованным сервис-центрам на ремонт автомобилей конкурирующих марок; поставку специального оборудования для диагностики и техобслуживания только авторизованным сервисным центрам; необоснованный отказ в поставке оригинальных запчастей независимым сервис-центрам и установление дилеру цены розничной перепродажи оригинальных запчастей и аксессуаров».
Как оказалось, тогдашнее выступление в стиле «капитана Очевидность» все-таки было услышано, и, явно побив все возможные рекорды скорости, только сейчас (через полтора года!) Ассоциация Европейского Бизнеса (АЕБ), куда входит большинство импортеров иномарок в Россию, разработала некий «Кодекс поведения автопроизводителей и дилеров»!
СМИ сообщают, что сей документ рекомендует автопроизводителям добровольно принять меры к усилению прозрачности работы дилерами, создать справедливые условия доступа на рынок и заключить долгосрочные дилерские соглашения.
Надо полагать, это удовлетворит ФАС. А улучшит ли это положение автовладельцев — большой вопрос. Можно много какими рекомендациями бумагу испортить, а потом отчитаться об их выполнении. Ведь если авторизованные дилерские центры откажутся от такого хлеба с маслом, как «оригинальные запчасти» и «ТО — только у офицала», как они дальше жить-то будут?! Поразоряются ж, поди…