Подержанных машин в автопарке России большинство, и их владельцы волей-неволей вынуждены время от времени голосовать кошельком за ту или иную марку моторного масла. Процент профессиональных химиков среди автовладельцев совсем невелик, а поэтому в водительской среде, несмотря на обилие и доступность всевозможной информации о моторных маслах, продолжают бытовать достаточно стойкие заблуждения относительно этих смазочных материалов. Частично они достались нам в наследство от старшего поколения, эксплуатировавшего отечественную автотехнику в советской действительности. Однако современность тоже добавляет в копилку мифов о маслах все новые и новые. Отчасти развеять туман распространенных заблуждений на эту тему решила компания «Castrol». Ее специалисты выделили ряд типичных мифов и постарались их развенчать.
Миф первый гласит, что когда моторное масло, залитое в двигатель, темнеет, это свидетельствует о необходимости его замены на новое.
Однако на самом деле одно только изменение цвета моторного масла в моторе отнюдь не является поводом для беспокойства. Дело в том, что оно темнеет благодаря работе разнообразных присадок, содержащихся в подавляющем большинстве современных моторных масел. Задача этих компонентов — растворение продуктов неполного сгорания топлива. Благодаря этому, собственно, поддерживается чистота деталей двигателя. Растворяющиеся в процессе мотора в масле мельчайшие частицы сажи и служат причиной потемнения масла. Так что само по себе изменение цвета моторного масла в ходе работы — это не повод для паники, а наглядная демонстрация того, что оно выполняет свою роль — содержит двигатель в чистоте. Единственное, на что в этом смысле все же стоит обращать внимание, — скорость изменения цвета масла. Она, в частности, зависит от качества топлива, его расхода и условий эксплуатации автомобиля. Например, при повышенных нагрузках на двигатель или низком качестве топлива моторное масло темнеет заметно быстрее, поскольку в таких условиях в него попадает большее количество продуктов сгорания.
Еще один миф утверждает, что в одной партии моторного масла во всех канистрах оно всегда имеет одинаковый цвет.
На самом деле это совершенно не обязательно. Ведь производители уделяют основное свое внимание не цвету производимого любриканта, а смазывающим, моющим и прочим его свойствам. При таком подходе небольшие различия в цвете масла одной марки вполне допустимы. Нормальный цвет свежекупленного моторного масла может варьироваться от янтарного до светло-коричневого. Хотя в данном случае возможны исключения. В некоторые масла, например, помимо обычного пакета присадок добавляют специальное вещество, светящееся в ультрафиолете. Это облегчает в последующем поиск износившейся прокладки или сальника в моторе. Однако из-за это флуоресцирующего вещества масло может приобрести зеленоватый оттенок при солнечном свете.
Адепты следующего мифа утверждают, что срок замены отработавшего масла можно определить на глаз. Это возможно, пожалуй, лишь в случае серьезной «хвори» мотора. Тогда да: «эмульсия» или металлические опилки в масле — однозначный сигнал не только к срочной смене масла, но и прежде всего к немедленному устранению источника проблемы. Если исключить подобные случаи, то определить визуально необходимость смены моторного масла практически невозможно. Гораздо проще и правильнее с точки зрения долговечности мотора выдерживать рекомендованные производителем интервалы замены масла. Эти указания — главное, чем стоит руководствоваться.
Распространен также миф, согласно которому интервалы замены масла практически одинаковы для всех видов автотранспорта. При всей кажущейся логичности этого постулата он лишь отчасти справедлив для легковых машин и в корне неверен в отношении коммерческого транспорта. Да, у современных легковых автомобилей интервалы замены масла довольно близки, но для каждой марки, а порой и модели мотора они определяются отдельно. Периоды эти могут быть как фиксированными, так и с плавающими границами — как сочтут правильным инженеры и маркетологи конкретного автопроизводителя.
А уж у коммерческого транспорта периодичность смены масла зависит в первую очередь от режимов эксплуатации машины и может различаться в несколько раз! Для каких-то машин это может быть 20 000–30 000 километров, а для других — до 150 000! Однако наиболее точно определить срок замены можно лишь с помощью лабораторных исследований проб масла, взятых в процессе эксплуатации техники. Лишь таким образом можно определить текущее содержание в масле еще «не израсходованных» веществ-присадок.
Другой миф, родившийся, надо понимать, в качестве оправдания раздолбайства или желания автовладельца сэкономить на ТО, утверждает, что совсем не обязательно менять масло в двигателе регулярно. На самом деле, если пропустить плановую замену моторного масла, образование отложений в двигателе будет происходить все более интенсивно. В результате серьезным образом замедлится циркуляция масла и ухудшится смазывание мотора. Из-за этого повысится его износ, что может привести к серьезной поломке или даже заклиниванию двигателя.
Еще с советских времен жив миф о том, что для «пожилых» авто подходят только минеральные масла.
На самом же деле, когда синтетические моторные масла на базе полиальфаолефинов только начали появляться на рынке, некоторые автовладельцы столкнулись со следующей проблемой: после долгой стоянки под машиной появлялись масляные пятна. Это происходило из-за того, что новые ГСМ способствовали сжатию некоторых прокладок в двигателе, поэтому открывалась течь масла. Эта проблема давно уже решена. Небольшая вероятность возникновения протечки все-таки имеется лишь в случае, когда на синтетическое масло переводят старую машину, долгое время работавшую на минеральном. Дело в том, что большинство современных продуктов содержат моющие присадки, которые вымывают остатки старого масла, заполняющие трещины в старых и изношенных уплотнительных элементах двигателя. Из-за этого дряхлые сальники и прокладки начинают сочиться маслом.
От ряда ограниченно продвинутых в техническом плане автовладельцев порой приходится слышать, что по большому счету мотору все равно, на каком масле работать — минеральном или синтетическом. И поэтому, мол, между этими видами масел, по сути, нет никакой разницы.
Чтобы разобраться с этим мифом, нужно сразу сказать, что синтетические базовые масла производятся либо путем прямого химического синтеза, либо сочетанием гидрогенизационных процессов крекинга и последующих стадий изомеризации и синтеза. А минеральные — те, что получены в результате разделения, очистки и облагораживания нефти.
Основное преимущество синтетического масла — в большей устойчивости к окислению в ходе работы в двигателе. Молекулы синтетического базового масла имеют более-менее сходную структуру, молекулярный вес и, следовательно, одинаковые физико-химические свойства.
В состав минерального же базового масла входят молекулы разной структуры, и часть из них проявляет более высокую склонность к окислению, нежели «синтетика». Поэтому, несмотря на наличие абсолютно во всех маслах антиокислительной присадки, минеральные смазочные материалы окисляются в моторе гораздо интенсивнее. Синтетические масла имеют более широкий температурный диапазон, стабильнее при нагреве и лучше работают в холодных условиях. Также они дольше сохраняют свои эксплуатационные свойства, и поэтому их особенно рекомендуют в случаях увеличения межсервисных интервалов.
Миф, возникший, когда на отечественном рынке появились в изобилии самые разные марки моторных смазочных материалов, утверждает, что чем масло дороже, тем оно лучше. На самом деле связь между ценой и эксплуатационными характеристиками отчасти существует, но не в таком виде.
Ведь даже самое качественное и дорогостоящее масло, не подходящее какому-то конкретному мотору, безусловно, нанесет ему существенный вред. И, что особенно парадоксально, негативные последствия проявятся в этом случае значительно быстрее и ярче, чем при использовании дешевого масла, соответствующего рекомендациям фирмы-автопроизводителя.