Все большее число страховых компаний в России при составлении договора КАСКО стремятся ограничить права страхователя. По данным «Ассоциации по защите прав автострахователей», страховщики все чаще исключают возможность выплаты денежной компенсации, безальтернативно предлагая ремонт автомобиля. И делают это очень просто — исключают из договора пункт о денежном возмещении убытков по КАСКО.
Напомним, что по закону клиент страховой компании должен иметь право выбора при получении возмещения — деньгами или ремонтом. И до недавнего времени при заключении договоров страховщики честно предлагали два варианта: натуральная форма возмещения (ремонт) или денежная компенсация. При этом первый вариант был для них куда предпочтительнее, поскольку, как уже говорилось, выплаты можно было занижать, неимоверно долго тянуть. Однако с недавних пор эту лазейку «честного обмана» клиентов практически прикрыли.
— Пленум Верховного суда принял постановление о распространении действия Закона РФ «О защите прав потребителей» и на область автострахования, — поясняет лидер «Ассоциации по защите прав автострахователей» Максим Ханжин. – После этого страховые компании были вынуждены пересмотреть свое отношение к исполнению обязательств перед страхователями, так как при нарушениях сроков выплаты судьи стали взыскивать штрафы до 50% от суммы выплаты. Натуральная же форма возмещения (ремонтные работы) в отличие от выплаты денежной компенсации не имеет четкого срока исполнения обязательств, поэтому страховщики не могут быть оштрафованы. И они начали активно использовать эту лазейку…
Сегодня форм заключения контракта добровольного вида страхования две — с одним пунктом и с двумя. Формально при покупке полиса страхователь имеет право выбора, на практике же некоторые брокеры предлагают страхователю лишь один вариант с одним пунктом — ремонтом, рассказал в частной беседе один из брокеров.
— Более внимательные автомобилисты обращают на это внимание и могут спросить о расширенном варианте, который, разумеется, стоит дороже. Менее внимательные подписывают договор, не замечая отсутствия второго пункта, — говорит наш источник. — Последнее время эта тенденция наблюдается у всех крупных игроков на рынке автострахования: «Альфастрахование», «Росгосстрах», «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия» и других...
Чем это грозит моторизованным россиянам, вполне понятно. Во-первых, автовладелец сам не может выбрать автосервис, только из прописанных в договоре. Но, как известно, далеко не во всех дилерских пунктах ремонт делают на «пять». Однако если появляются претензии к качеству ремонта с автосервисом разбираться гораздо сложнее, чем со страховщиком. Именно поэтому многие автовладельцы, в том числе и судя по опросу сайта «АвтоВзгляд», предпочитают «живые» деньги (http://www.avtovzglyad.ru/votes/) .
Во-вторых, согласившись на ремонт, авто из сервиса можно получить через совершенно неопределенный срок. Известны случаи, когда машины находились в выбранных страховщиками сервисах по 5-8 месяцев! Все это время владельцы вынуждены ходить пешком.
Хотя, конечно, настоять на денежном возмещении можно. Подобный случай стал недавно предметом разбирательства в суде. Андрей Сергеев (имя изменено) не согласился на ремонт своего автомобиля после страхового случая и потребовал денежной компенсации. После неудачи в Симоновском районном суде Москвы, который отказал в выплате по договору КАСКО, москвич все же выиграл это дело в Мосгорсуде. Мосгорсуд решил, что, несмотря на условия договора, возмещение может быть осуществлено путем выплаты денежных средств, и обязал страховщика — «Альфастрахование» — заплатить владельцу разбитого автомобиля.
Но чтобы не доводить дело до суда, лучше внимательно прочитать договор со страховой компанией.