Свора-соратники-коллеги по правительству давились завтраком и вежливо джентельменствовали, хотя мат читался в каждом диалоге. Разыгрывался спектакль вежливо, тактично и с учетом, что в любой момент главный шахматист может любого превратить в пешку. Но формат был блистательный: сверкающий остроумием и чистотой прожитых лет Греф возил менеджеров собирательной мордой по столу, а менеджеры вертляво трепетали и пополам с высоковольтными взглядами мимо камеры, изворачивались в ответ. Общий вопрос несъедобного завтрака – Как нам поступить с велением Путина растратить 450 миллиардов отобранных у народа рублей (из Фонда национального благосостояния) на три мегапроекта (скоростная железная дорога в Казань, ЦКАД вокруг Москвы и Транссиб пополам с БАМом).
Греф нападал по одному. Он нежно взмахивал мечом в адрес очередного руководителя и приперал его к стенке, задавая несколько вопросов и непременно подытоживая расстрельным – «Вы готовы ответить за содеянное лично?»
Глупее всех выглядел Александр Мишарин, тот самый, спасенный в прошлом году Кремлем из Губернаторов Свердловской области. Именно он отвечает за строительство скоростной железной дороги из Москвы в Казань. Работа еще не началась, ни одного колышка в основание полотна не забито, а проект уже подорожал на 140 миллионов рублей. Мишарин поведал, что он не подорожал на 140 миллионов, а лишь подорожал на 140 миллионов, но это не те 140 миллионов, а совсем другие 140 миллионов. А еще они не учли в смете вокзал и пару лишних поездов, зато теперь у скоростной магистрали и поезда будут, и вокзал. Перед тем, как промямлить на главный вопрос о личной готовности ответить за каждый рубль, Мишарин пытался рассказать про Испанию и Францию, про изобретение паровоза и пользу железных дорог, но Греф с добротой во все лицо его одергивал и настаивал на ответе. Если бы энергетика человеческого взгляда имела физическое выражение, Грефа убило бы на месте, а заодно и пару телеоператоров и еще несколько подавившихся ботвой участников завтрака. Но личную ответственность от сжавшегося в размерах Мишарина Греф высек без видимых повреждений для себя. В итоге дорога в Казань будет, а следующего спрогнозированного главой Сбербанка удорожания до 300 миллионов рублей – нет.
Министр транспорта Максим Соколов вообще ничего толком сказать не сумел, хотя улыбался еще шире палача и про железные дороги рассказывал красочней Мишарина. О собственную ответственность за грядущие траты Фонда национального благосостояния споткнулся наотмашь, но тут же заголосил о необходимости лично отвечать за каждый рубль, чем изрядно позабавил Грефа.
Вице-премьер Аркадий Дворкович попробовал контратаковать и ткнул в Грефа давней разборкой в Правительстве по поводу другой дороги, на которую бывший в ту пору министром экономразвития и торговли Герман Оскарович не соглашался. Но Греф контратаку отбил и в упор выстрелил другой дорогой, в споре за которую считался прав. Тогда Дворкович срочно превратился в союзника и засомневался в необходимости тратить 450 миллиардов. Но Герман Оскарович не отцепился и начал гонять Аркадия Владимировича инвестиционной конкретикой. Дворкович тут же потерялся и на каждый залп отвечал «Я не знаю, это надо считать», чем добавил ширину улыбки Грефа, резюмировавшего «Если Вы не знаете, то кто тогда вообще знает надо нам все это строить или нет???» Мат чувствовался, но слышен не был. Уже через час официальные СМИ, делая вид, что не искажают сути разговора, вложили Дворковичу в уста более тактичную версию публичного позора: «Крупные инфраструктурные проекты несут серьёзные риски. Деньги в фонд национального благосостояния могут и не вернуться, заявил вице-премьер Аркадий Дворкович на Международном инвестиционном форуме в Сочи».
Покрасоваться с шефом завтрака смог лишь Игорь Шувалов. И хотя для затравки Греф пнул первого вице-премьера саммитом АТЭС, назвав затею очень спорным проектом, Шувалов выкрутился и заметил, что в смету уложился. После чего отмахнулся от коррупции («Пусть этим занимается МВД»), с ответственностью гордо согласился и тут же получил еще пинок «Для подобных строек необходим общественный запрос. Плохо, когда Правительство хочет, а люди нет».
Примечательно, что без подсказки Грефа ни один из давившихся на завтраке на персональную ответственность не соглашался. После чего в потоке пресс-релизов каждому из них приписали авторство этого посыла, личный призыв ко всем и срочное желание наотмашь начать отвечать за содеянное.
В общем, все три дороги нам построят. В предназначенные 450 миллиардов не уложатся. Отвечать не будут и даже не станут переживать. Коррупционеров простят.
Главного вопроса – а зачем тратить, строить и воровать, когда в стране уже кризис в полный рост и деньги пригодятся на хлеб насущный, никто не озвучил.