В принципе, этого следовало ожидать: спрос на новые автомобили падает, соответственно, те клиенты, которые отказались от покупки очередной машины у дилера, не торопятся расставаться со старой. Это вполне логично. Другое дело, что спрос в этом секторе, как правило, остается достаточно стабильным, вот предложение снижается, что, в свою очередь, провоцирует своеобразный дефицит. Каким образом рынок реагирует на подобные перекосы, объяснять не нужно – и без того неоправданно высокие цены на вторичке обычно растут вслед за стоимостью на новые автомобили, в данной же ситуации все в итоге будет зависеть от наглости продавцов и особенно перекупщиков.
Впрочем, в том, что они наживутся на ситуации сомневаться, увы, не приходится. Во-первых, исходя из данных «Автостата», десять позиций в Топ-12 наиболее востребованных автомобилей тут занимает продукция АВТОВАЗа: «семерка»,«десятка», «четырнадцатая», «девятка» и далее по списку... Что характерно, кстати, в десятке нет относительно новых тольяттинских моделей, Kalina и Priora. Последняя, впрочем, близка к тому, чтобы оказаться в Топ-10, во всяком случае, седан, показав 18-процентный рост, обогнал Daewoo Nexia и уже добрался до 12-й позиции. Пальму первенства же, понятно, по-прежнему держит «семерка».
В целом, ситуация на рынке такова: с января по август текущего года через различные площадки прошло 3 547 700 автомобилей, что, как мы уже писали выше, на 2,6% меньше, чем за тот же период прошлого года. При этом спрос на модели LADA снизился примерно на 7%. Однако, если учесть, что в целом на продукцию отчественного автогиганта приходится чуть менее трети всех сделок, это не так уж и серьезно.
Среди иномарок лидирует Toyota Corolla. Объем сделок тут упал на 3%, однако, «японка» пока остается единственной моделью, способной забраться на пятую строчку рейтинга и составить конкуренцию «шестеркам» и «девяткам».
Второй по популярности «иностранец» – Focus, что, учитывая объемы продаж в последние годы, в общем-то, тоже довольно логично. Однако Ford, несмотря на 4-процентный рост продаж, расположился лишь на десятой позиции, едва осилив тольяттинскую «Ниву».
Далее разместились Daewoo Nexia, неизменный участник всех подобных рейтингов VW Passat, Logan и Mitsubishi Lancer. Забавно, что в этой группе рост показал только Renault, остальные понемногу, но падают.
Все остальное, в общем-то, ожидаемо – в «иностранном» рейтинге места с седьмого по десятое распределили между собой Toyota Camry, Opel Astra, Hyundai Accent и Daewoo Matiz. Разрыв между ними не более трех тысяч продаж, притом, количество сделок с января по август росло только во втором и четвертом случаях. То же касается и затесавшейся между ними (21 позиция в Топ-25) Chevrolet Niva (+3,8%), которую, в принципе, можно отнести, как к иномаркам, так и к отечественным авто.
Таким образом, подавляющее большинство сделок на вторичном рынке приходится на машины, которые, так или иначе, имеют непосредственное отношение к российскому автопрому, что в полной мере соответствует распределению спроса на рынке новых автомобилей. Кстати, в «Автостате» отметили, что в последнее время в этом сегменте серьезно увечилось количество продаж KIA. В целом же агустовский рейтинг по маркам выглядит следующим образом: